ДМИТРИЕВСКИЙ Виктор Константинович | Студия Грекова

ДМИТРИЕВСКИЙ
Виктор Константинович

Живописец

Член Союза художников СССР (1952)

Заслуженный художника РСФСР (1965)

Народный художник РСФСР (1976)

(1923 – 2006)

Виктор Константинович Дмитриевский родился в 1923 году в г.Зарайске Московской области. С 1937 по 1939 учился в Студии ВЦСПС, в 1939 году поступил в Московскую среднюю художественную школу. С 1941 по 1942 был эвакуирован в село Воскресенское Башкирской АССР. В 1942 был призван в ряды Советской Армии. До 1944 года был курсантом, позднее – командиром взвода Московского военно-инженерного училища.

В Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1944 года. В составе творческой группы художников был направлен на второй и третий Белорусские фронты. В 1945 году участвовал в освобождении Чехословакии. Как фронтовой художник, Дмитриевский воочию столкнулся с жизнью на передовой, в землянках и окопах, с походами и атаками. Им было создано много портретов воинов, запечатлена обстановка боя. Его рисунки тех лет попадали во фронтовые газеты, в экспозиции передвижных выставок. Тогда же молодым живописцем были созданы крупномасштабные батальные картины «Переправа танков» и «Сталинградская переправа».

В.К. Дмитриевский – участник выставок с 1944 года. С 1945 по 1951 год учился в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова без отрыва от работы в Студии имени М.Б. Грекова. В послевоенное десятилетие творчество художника звучит как живое воспоминание о войне, о том, что глубоко пережито и выстрадано. Весьма симптоматичным для тех лет было появление картины «Сталинградская переправа» (1951), воссоздающей события сталинградской эпопеи — переправу через Волгу дивизии генерала Родимцева, а также картины «Здесь стояли насмерть» (1955), посвященной памяти погибших героев.

Важную роль для художника сыграли традиции школы Грекова, а также обучение в классе баталиста Г. Савицкого, уроки живописи Д. Мочальского, полученные в институте им. В. И. Сурикова. Дмитриевский обращался к традициям Грекова, соединяя пейзаж с действием, намечая возможность психологической завязки сюжета.

В 1953 году в соавторстве с И. Евстигнеевым и Г. Прокопинским он создал крупномасштабное батальное полотно «Рождение Красной Армии» — произведение, ставшее хрестоматийным в жанре советской исторической картины (Центральный музей Вооруженных Сил СССР).

Фронтовые впечатления легли в основу работы над первой советской панорамой «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», выполненной в соавторстве с Н. Бутом, П. Жигимонтом, Г. Марченко, П. Мальцевым, М. Самсоновым, Ф. Усыпенко, над монументальными диорамами «Волочаевский бой», «Форсирование реки Великой в районе Пскова», созданными в 1958—1963 годах художниками Студии.

Впоследствии, в 1970‑е годы, военно-патриотическая тема приобрела в творчестве Дмитриевского новую интерпретацию, созвучную времени. Советский воин — постоянный персонаж картин Дмитриевского — теперь представал как воин, защищающий мирную жизнь на земле.

Так в рамках той же темы родился новый цикл работ — военные учения, сцены, изображающие радости мирных солдатских будней: «На привале» (1959г.); «Везде пройдут» (1970г.); «Цветёт черемуха» (1971г.); «Зимняя сказка» (1972г.); «Танковые тропы» (1973г.); «Почта пришла» (1982г.).

Творчество художника не замкнулось на военных сюжетах. Виктор Дмитриевский, лирик по натуре, запечатлевал в пейзажах природу вечную и постоянно изменяющуюся. Он любил её во всех ипостасях — весной и осенью, зимой и летом. Его отношение к природе пронизано сокровенным и трогательным чувством, искренней радостью созерцания и тонким пониманием.

Пейзаж занял самостоятельное место в творчестве художника, но он выступал и важным элементом батальной картины, несущим значимую долю эмоциональной нагрузки. В картинах, посвящённых солдату мирного времени, жанровые сцены (возвращение на родину, прощание с домом, будни воинской службы) также раскрываются через эмоциональное восприятие природы: яркое солнце и рыхлый снег у родной хаты, деревенские слеги и медленно перекатывающая свои воды река, яркая рябина и собранное в стога сено: «В родных местах» (1958г.); «Дома» (1967г.); «В последний вечер» (1970г.); «В небе журавли», (1979г.).

В 1965 году Дмитриевскому присвоили звание заслуженного художника РСФСР. В 1967 году работал над воссозданием панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. В 1969 году Виктора Константиновича назначили старшим военным художником Студии. С 1976 года В.К. Дмитриевский — народный художник РСФСР. С 1978 по 1987 год был начальником творческого отдела Студии военных художников имени М. Б. Грекова. С 1980 по 1982 художник участвовал в создании панорамы «Сталинградская битва», в 1995 — диорамы «Форсирование Днепра» для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Награжден орденами «Знак Почета», «Красная Звезда», медалями «За боевые заслуги», Дипломом и медалью «Достойному» Российской Академии художеств. Произведения В.К. Дмитриевского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Центральном музее Вооруженных Сил в Москве, в других музеях России и СНГ, Англии, Австрии, Дании, Голландии, Франции, США.

В.К. Дмитриевский умер в 2006 году в Москве. Похоронен на Перепечинском кладбище.