
2006 г. | Холст, масло | 150х120
⠀
Благодаря развитой сети наблюдения оповещения и связи самолеты противника были замечены задолго до подхода к Москве. Активная работа ПВО расстроила боевые порядки немцев, которые прорывались к цели поодиночке и мелкими группами по 3, 6, 9 машин. В итоге сбросить бомбы на главную цель – объекты на территории Москвы смогли менее половины немецких самолетов, остальные были вынуждены отступить. Более 20 машин было сбито – такой процент потерь (10%) оказался очень высоким.
Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943. С лета 1943 года и до лета 1944 над Москвой появлялись лишь одиночные самолеты-разведчики, действовавшие на огромных высотах – до 14 километров. Постоянно возраставшая плотность ПВО и характеристики самолетов, защищавших Москву, не оставили немцам возможностей продолжать налеты на город. С лета 1944 года прекратились и полеты разведчиков – отодвинувшийся на запад фронт сделал столицу недоступной для немецкой авиации.
В битве за московское небо участвовали лучшие пилоты СССР – включая легендарных летчиков-испытателей – Петра Стефановского, Марка Галлая, Константина Коккинаки и других. Одним из самых известных защитников Москвы стал младший лейтенант Виктор Талалихин – 7 августа 1941 года на своем истребителе И-16 таранивший бомбардировщик противника. Всего Талалихин сбил 6 неприятельских бомбардировщиков до того, как 27 октября 1941 года погиб в воздушном бою над Подольском.
Для немецкой авиации битва за Москву стала тяжелейшим ударом. Многие бомбардировочные соединения потеряли свыше 70% своего состава и уже никогда не смогли восстановиться до штатной численности. Фактически, налеты на Москву стали последней стратегической воздушной операцией, которую попытались осуществить Люфтваффе в ходе Второй Мировой войны.

2019 г. | Холст, масло | 120х80
За 87 лет существования Студии военных художников имени М.Б. Грекова художниками разных поколений было написано немало портретов Маршала Победы.
Летом 1914 г. началась Первая мировая война и 19-летнего Георгия Жукова в августе 1915 г. мобилизовали в армию. Воевал он храбро, но недолго – всего два месяца: в сентябре во время конной атаки получил лёгкое ранение, а в октябре подорвался на мине и с тяжёлой контузией был отправлен в госпиталь.
В начале 1918 г. Георгий вступил в Красную армию, где сражался под Уральском, Бугульмой, Уфой против уральских казаков, действовавших в составе войск адмирала А.В. Колчака, позже – против врангелевских войск.
В мае 1939 г. японские захватчики напали на дружественную нам Монголию. В район Халхин-Гола был направлен комдив Жуков, который вскоре был назначен командовать 57-м особым корпусом. За отлично проведенную операцию по уничтожению противника комкор Жуков был удостоен высокого звания Герой Советского Союза, а 4 июня 1940 г. ему было присвоено высокое воинское звание генерал армии.
Наиболее полно и ярко полководческий талант, и организаторские способности Г.К. Жукова раскрылись в ходе Великой Отечественной войны, где он занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, Заместителя Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР. В послевоенное время занимал пост Главкома Сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами.
Полководец Георгий Жуков полностью соответствовал своему времени – он был жестким, волевым, бескомпромиссным. Он имел редкий дар полководца и аналитический ум, который мог на много ходов вперед просчитать действия вражеской армии. В памяти потомков Георгий Жуков навсегда останется маршалом Победы.

1941 г. | Холст, масло | 160х230
⠀
При контрнаступлении под Москвой роль кавалерии оказалась очень велика. В общей сложности кавалерия составляла 20—25 % всех советских войск. Причем она была усилена тяжелыми пулеметами и минометами.
Советская кавалерия в этой лесистой местности действовала храбро, с большим искусством и хитростью. Она блокировала дороги, уничтожала линии коммуникаций, взрывала мосты и то и дело нападала на колонны тылового обеспечения, безжалостно их уничтожая.
Как это ни кажется странным, но именно лес позволил кавалерии успешно наступать. На открытой местности немцы косили ее из стрелкового оружия. Ничего кавалерия не могла поделать в открытом бою с танками. Но вот в лесу немецкой техники и пехоты не было, что позволяло коннице Красной армии проходить до 15—20 км в день.

1984 г. | Холст, масло | 135х175
⠀
Картина "Лихолетье", написанная Николаем Сергеевичем Присекиным в 1984 году, является своего рода нервом, который пронизывает все творчество художника. На холсте черное от дыма пожарищ небо, каким оно было в первый год Великой Отечественной войны. На степной дороге лишь разбитая ударом авиабомбы повозка, убитая лошадь и рядом с ней жеребенок, замерший в крайнем напряжении всех чувств и сил. В глазах его застыл смертельный ужас. Кажется, все безмерное горе и все страдания войны сфокусированы в этом образе.

1988 г. | Холст.масло | 163х174
⠀
Виктор Псарев создал ряд портретов своих великих современников из серии "Сыны России". Особо следует выделить портрет-картину "Портрет В.М. Шукшина", актера, кинорежиссера, писателя, биография которого трагически оборвалась в самый расцвет карьеры. Его литературная и кинематографическая деятельность оставила глубокий след в сердцах людей и навсегда вписала имя Василия Шукшина в историю российской культуры.
Проникновенно и с большой любовью написал художник своего земляка по Алтайскому краю, замечательного русского человека, актера, так ярко сыгравшего солдата-труженика войны. Этот образ столь выразительный своей человеческой ранимостью, жизнелюбием и одновременно крепостью духа, открывает нам мировоззрение художника-патриота.

1995 г. | Холст, масло | 103х151
⠀
На картине "Натюрморт с калиной" чугунная эмблема ХIХ века с символом Москвы, за которой скрещены старинные русская и немецкая сабли, рядом поминальная лампада, крест и гроздья калины на белой смертной рубахе, которые одевали наши предки перед боем. Все это написано на фоне стены простой бревенчатой избы, где жило не одно поколение людей, память о которых хранят эти предметы. Калина красная - это народный символ крови, жертвенности, силы и духовной победы. Об этом символе напоминал нам в своем фильме "Калина красная" великий Василий Шукшин.

1990 г. | Холст, масло | 161х121
⠀
Художник Юрий Федорович Усыпенко в своей картине "Демонтаж ракеты" правдиво отображает ситуацию в стране и армии в 1990-е годы.
С приходом к руководству СССР М. С. Горбачева был положен процесс постепенных уступок США и НАТО в вопросах сокращения всех видов вооружений, включая и ядерные. Кризис власти сказался на состоянии как Вооружённых Сил СССР в целом, так и на РВСН в частности. К началу 1990-х годов около 40 % всех МБР, находившихся на боевом дежурстве, относилось к устаревшим ракетам второго поколения и нуждалось в замене. Поступление на вооружение новых образцов замедлялось. Только треть дивизий успела получить современные на тот момент ракетные комплексы «Тополь».
Заключённый в июле 1991 года договор США и СССР о 50 % сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), установил пределы для сторон на общее число носителей ядерного оружия в 1600 единиц, в которых могло быть не более 6000 ядерных боезарядов. Было ограничено количество боевых блоков на МБР и общий суммарный забрасываемый вес ракет. По договору было запрещено создавать новые типы тяжёлых МБР, мобильных пусковых установок для имеющихся тяжёлых ракет и установок для скоростной перезарядки пусковых установок МБР.
США удалось навязать СССР ограничения на количество неразвёрнутых межконтинентальных баллистических ракет мобильного базирования и их пусковых установок. Количество ракет для мобильных установок было ограничено для СССР до 250, из числа которых 125 для боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Количество мобильных установок было ограничено до 110 и 18 для БЖРК.

1992 г. | Холст, масло | 80х121
⠀
Одной из самых популярных картин послевоенного периода была работа Федора Павловича Усыпенко "Ответ гвардейцев-минометчиков". Действия прославленных "катюш" он изобразил общим планом, не акцентируя внимание на людях, и таким образом создал особый героический образ техники войны. Художник сам был свидетелем первого залпа этих знаменитых минометов.
Завораживающая внимание зрителя картина живого боя усиливается достоверным военным пейзажем. Историческая достоверность изображаемых военных действий стала характерной чертой большинства известных полотен Ф.П. Усыпенко.

2012 г. | Холст, масло | 90х70
⠀
7 мая 1895 г. Александр Степанович Попов впервые представил своё изобретение на заседании Русского физико-химического общества, где выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. 7 мая отмечается в России как День радио.
Изобретение Попова сразу же было использовано военными. Работы по внедрению радиосвязи в русском военно-морском флоте производились при участии самого изобретателя радио.

2020 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Художник Студии Сергей Трошин лично присутствовал на учениях, где грунтовой ракетный комплекса "Ярс" впервые переправили через реку.
По замыслу операции, ударами с воздуха и действиями условных диверсантов уничтожались объекты позиционных районов и элементы дорожной сети, в первую очередь - мосты через глубоководные притоки реки. Дублирующих мостов, обеспечивающих пропуск тяжелой крупногабаритной техники, в данных районах не существовало, для наведения переправ применялись современные понтонно-мостовые парки... Операция такого масштаба с наведением моста для крупногабаритной техники грузоподъемностью свыше 100 тонн была проведена впервые.

1963 г. | Холст, масло | 60х60
⠀
Народный художник Российской Федерации Ананьев Михаил Ананьевич, плодотворно работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1955 года. Он старший из трех поколений Ананьевых в Студии. Фронтовик, закончивший Вторую мировую войну на сопках Манчжурии, он жил военной темой, и главные свои работы посвящал пережитому, открывал многочисленные выставки в войсках и военных училищах.
Традиционно все выставки М.А. Ананьева начинались с картины "Портрет космонавта №1 - Юрия Гагарина". Это одно из лучших произведений художника, написанное им одномоментно с натуры, непосредственно в Звездном городке.
Обаяние и улыбка Гагарина, яркая человеческая харизма покоряли всех, кому приходилось с ним общаться. Первый человек в космосе стал лицом нашего государства, достойно представляющим его на международной арене.
"Портрет космонавта №1 - Юрия Гагарина" стал одним из самых узнаваемых символов творчества Михаила Ананьевича Ананьева.

2010 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Вопрос о точности нанесения бомбовых ударов достаточно остро встал сразу после окончания Первой мировой войны. Этому способствовало постоянное увеличение скорости новых боевых самолетов, что вело за собой большее отклонение падающих бомб от точки прицеливания. Одним из решений данной проблемы стали пикирующие бомбардировщики, которые наносили бомбовые удары с пикирования, добиваясь высокой точности поражения цели.
Пе-2 стал самым массовым фронтовым пикирующим бомбардировщиком, который когда-либо производился в СССР. Всего с 1940 по 1945 год было выпущено 11 427 данных машин. В годы войны самолеты Пе-2 приняли участие в сражениях на всех фронтах, использовались они не только в сухопутной, но и в морской авиации. Самолет применялся в роли бомбардировщика, разведчика и даже истребителя. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба данного перспективного бомбардировщика, если бы 12 января 1942 года в авиакатастрофе не погиб его создатель В. М. Петляков.

2020 г. | Холст, масло | 210х140
⠀
Те, кто прошел поля Великой Отечественной, не могли не стать более твердыми, более жесткими, более закаленными. Причем касалось это как мужчин, так и женщин. Каждый день проживали они в ожидании нового боя, теряли близких, терпели голод, мороз и вражеские пытки. Каждый из них заглянул в лицо смерти. Но, несмотря на все ужасы войны, люди в то время как никогда нуждались в простых человеческих чувствах. Закончилась война и зародились ростки новой жизни, желание жить, работать и любить....

2012 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Марухский перевал находится на границе Российской Федерации и Республики Абхазия. Во время Великой Отечественной войны с конца августа — начала сентября 1942 года в районе Марухского перевала шли тяжёлые бои. Сейчас на Марухском перевале есть смотровая площадка с обелиском и мемориальными досками в честь воевавших и погибших во время Великой Отечественной войны бойцов Красной Армии и моряков - черноморцев.

2017 г. | Холст, масло | 120х200
⠀
Испытания самолёта ДРЛО и У (дальнего радиолокационного обнаружения и управления) А-100 «Премьер» продолжаются по графику и поставка в ВКС России его намечена на 2024 год.
А-100 «Премьер» создан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Он призван заменить стоящие на вооружении самолеты ДРЛО А-50/50У и составить конкуренцию американским «летающим радарам» АВАКС (AWACS).
Перспективный А-100 способен проводить радиолокационный мониторинг воздушного пространства, сопровождать цели и наводить на них истребители. Длина самолёта - 46,6 м, высота - 14,76 м, крейсерская скорость - около 800 км/ч. Экипаж – шесть человек. Известно, что на самолете использована РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это первый в мире тяжелый самолет с АФАР.
Самолет может сопровождать одновременно до 300 целей на расстоянии до 650 км. «Премьер» будет давать целеуказания не только авиации, но и зенитно-ракетным комплексам морского и наземного базирования. Помимо традиционных целей будет бороться и с новыми – беспилотники, низколетящие крылатые ракеты, малозаметные истребители пятого поколения. Будет он применяться и для обнаружения наземных целей.

2018 г. | Холст, масло | 196х190
⠀
Александр I – самодержец, император Всероссийский с 1801 года. Старший сын императорской четы Павла I и Марии Федоровны. За заслуги перед Россией получил имя Благословенный.
Александр I остался в истории, как великий реформатор. Буквально с первых дней своего правления он провел министерскую, сенатскую, университетскую и школьную реформы. Стал создателем Государственного совета, издал указ о «вольных хлебопашцах». Его запомнили искусным политиком и дипломатом, он мог заключить любое соглашение, если это сулило выгоду Отечеству. В годы правления Александра I Россия стала могущественной страной, может быть, именно поэтому он и получил звание «Благословенного».

2018 г. | Холст, масло | 196х146
⠀
Летом 1762 года в результате государственного переворота при поддержке армии Екатерина Алексеевна заставила императора Петра III отречься от престола. Уже осенью (3 октября 1762) того же года она была коронована как императрица и взяла имя Екатерина II.
Правление Екатерины длилось долгих 37 лет (1762 - 1796), за это время она смогла существенно расширить границы Российской Империи, заложив основы влияния в черноморском, азовском, кавказском регионах и приступила к освоению Аляски.
Екатерина II, или как ее еще называют, Великая, была неординарной личностью. Она не была русской, но Россию любила всем сердцем и старалась сделать ее могущественней. Она была яркой, умной и талантливой личностью, обладающей организаторскими способностями. Она была инициатором многочисленных реформ, которые затронули общественную и государственную жизнь. Изменения в России, произошедшие за годы ее правления историки впоследствии назовут просвещенным абсолютизмом.

1969 г. | Холст, масло
⠀
Народному художнику Российской Федерации Виктору Константиновичу Дмитриевскому принадлежит большая заслуга в утверждении пейзажа как самостоятельного жанра в военно-патриотическом искусстве. Талантом живописца он сумел доказать военным руководителям его великую воспитательную силу. На художественных советах на "ура" принимались его пейзажи, тогда как требования к военным художникам были чрезвычайно жесткими и им предписывалось работать над батальными или сюжетно-тематическими картинами.
В 1957 году Виктор Дмитриевский пишет свою знаменитую "Улыбку весны", вобравшую лучшие традиции московской реалистической школы живописи. Эта эпическая работа стала ярким выражением художественной манеры В.К. Дмитриевского. Здесь сочеталось свободное владение техникой, был виден живописный темперамент и просматривалась поэтическая натура художника. Мотив весеннего пробуждения был подан художником как праздник жизни и света, подчеркивая всем этим любовь человека к родной природе.

2005 г. | Холст, маслом | 120x100
⠀
Вот уже 75 лет мы отмечаем День Победы и чтим героев, которые сделали этот праздник возможным. Хотя он и часто обходился без военных парадов, салют в небе гремел каждый год без исключений.
Произошло это, как принято считать, 4 августа 1943 года в небольшом деревянном доме в деревне Хорошево под Ржевом, где тогда располагалась ставка Сталина, он узнал, что Белгород и Орел освобождены! Тогда верховный главнокомандующий вспомнил, что раньше в честь боевых побед России звонили все колокола, и сказал, что хорошо бы и в этот раз отметить освобождение городов – не колоколами, конечно, а по-военному: залпом из пушек.
Сталин подписал указ, и уже на следующий день, 5 августа 1943 года, в Москве раздался первый артиллерийский салют. С тех пор отмечать им все крупные победы стало традицией, а Белгород и Орел начали называть «городами первого салюта».

1967 г. | Холст, масло | 153x189
⠀
К началу 70-х годов прошлого века народный художник Российской Федерации Виктор Константинович Дмитриевский был на пике популярности. Его работы знала вся страна, его картины висели во вводных залах больших манежных выставок, печатались на разворотах цветных журналов. Именно тогда были написаны работы "Дома", "Цветет черемуха", "Зимняя сказка".
Виктор Дмитриевский много ездил в командировки по всей стране. В войска он привозил свои передвижные выставки, встречался с солдатами и офицерами. В тех далеких гарнизонах и находил художник героев своих картин. При всей конкретности эти образы собирательны, они прочувствованы и поняты сердцем художника. Поэтому так непринужденна и естественна поза солдата, приехавшего на побывку, в картине "Дома", что даже раздражало некоторых военных руководителей из состава художественного совета: не по форме свободно расстегнут ворот гимнастерки, набекрень сдвинута шапка... Но в этой свободной, даже лихой фигуре и выражении лица прочитывается достоинство человека, сознающего, какая страна у него за плечами.
Секрет обаяния картины состоит и в том, что фоном этому солдату художник написал не великую стройку века, а деревенскую баньку под заснеженной крышей, поленницу и синие тени от берез на снегу. Искренность чувства и подлинность сюжетных мотивов в картинах Дмитриевского всегда подкупают зрителя.

1994-1997 гг. | Холст, масло | 129х129
⠀
Весна Победы! Какая радость солдата, прошедшего дорогами войны! Приходит осознание, что не гремят снаряды, не свистят пули... Солдат, лежа под цветущим фруктовым деревом, радуется голубому небу, весеннему солнцу, мечтает о счастье мирной жизни, о любви и простых человеческих радостях ...

2005 г. | Холст, масло | 140х250
⠀
Художник увидел фотографии со свадьбы своего друга, и казалось ничего не надо было сочинять. Но уже в процессе работы шла большая коррекция, чтобы зрителю хотелось продолжить диалог с художником.
В каждом поселке можно встретить ребят-десантников, изображенных Данилевским на картине, застывших перед фотокамерой, где каждый хочет быть таким, как внутренне себя представляет. Для убедительности художник и себя в десантной майке ставит среди гостей. И женщина с авоськой - такой неприметный типаж, присутствующий на каждой сельской свадьбе, местный наблюдатель.
В итоге эта картина - собирательная композиция, авторская легенда, основанная на множестве наблюдений. Детали и типажи на картине менялись много раз; и все это для того, чтобы заинтересовать зрителя, дать ему по-новому увидеть и себя и этих современных защитников Отечества.

1998 г. | Холст, масло | 120х170
⠀
Тема Москвы, Кремля, русского царствования красной нитью проходит в исторических работах Евгения Ивановича Данилевского. Два варианта картины "Иван Грозный принимает английское посольство" написаны как результат огромного интереса художника и к личности этого правителя, и к событию, с которого начинались дипломатические отношения между Россией и Англией. При царе Иване Грозном английские купцы получили широкие привилегии в Московском государстве. Отношения между Россией и Англией были самые тесные, приязненные и благоприятные. Многие англичане приезжали в Россию по торговым и дипломатическим делам, некоторые оставили интересные воспоминания.

1970 г. | Холст, масло | 150х130
⠀
В Аджи-Мушкае расположены каменоломни, где со второй половины мая до конца октября 1942 года часть войск Крымского фронта вела оборону против немецких войск.
Их было тринадцать тысяч, осталось 48…
Николая Бута потрясла трагедия людей, оказавшихся в каменоломнях Аджи-Мушкая, где без еды и воды остались на долгие месяцы старики, дети и женщины, где сражались и гибли воины. Н.Я. Бут начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год», работа над которым длилась более 20 лет.