2014 г. | Холст, масло | 110х150
1959 г. | Холст, масло | 200х260
Владимир Переяславец любил писать групповые портреты, где все вместе, все дружны, все нужны друг другу. В художнике всегда жил дух коллективизма, который он вынес из своего детства и юности. Яркий пример этого - портрет-картина «Три поколения русских моряков». Правда жизни, а не парадная ее сторона, естественность проявления чувств очень ценилась художником. Он находит тонкие внутренние связи между героями, точные типические характеристики. Целая морская династия, изображенная В. Переяславцем на фоне простой деревенской избы, от деда до внука, олицетворяет понятие единения, преемственности защиты Отечества, обретает зримые образы, а групповой портрет - драгоценное качество картины жизни.
1957 г. | Холст, масло | 145х141
1957 год ознаменовался для Владимира Переяславца созданием замечательной картины «Групповой портрет потомков А.С. Пушкина – участников Великой Отечественной войны». С этой работой художник вошел в историю как мастер группового портрета.
Из воспоминаний В.И. Переяславца: «В нашем детдоме воспитывалось много детей и были потомки А.С. Пушкина: Олег Кологривов и Сергей Клименко. Мы дружили и тогда, в детдоме, и после войны. Все они – Гриша Пушкин и Олег Кологривов, и два брата Пушкины – участники Великой Отечественной войны. Никто из потомков Пушкина не предал Россию – все воевали против фашизма».
Жена Владимира Ивановича, Попова Ирина Николаевна всегда создавала в доме такую атмосферу добросердечного гостеприимства и участия, что в гости к ним любили приходить и старые друзья и новые знакомые художника. Однажды в доме Переяславцев собрались потомки Пушкина, жившие тогда в Москве. Так и появилась мысль написать групповой портрет.
Слева от зрителя в профиль в кресле изображен праправнук Пушкина Олег Всеволодович Кологривов. Напротив него в кресле за столом справа – его брат Александр. Художник композиционно соединил их взглядами, выведя на первый план картины. В жизни же война разлучила братьев почти на четыре года. Они воевали на разных фронтах и встретились в Берлине в 1945 году. Двух других потомков Пушкина художник тоже объединил композицией. В центре за столом сидят Григорий Пушкин – правнук поэта, и читающий стихи праправнук Сергей Клименко, каждый из них со своей потрясающей биографией. Григория Григорьевича в своем кругу называли «партизан Пушкин», в годы войны он добровольцем ушел в партизанский отряд и был заброшен в тыл врага, где воевал на самых опасных направлениях под Москвой. Он и после войны сражался, но уже с преступностью, работал в Московском уголовном розыске.
Очень выразительна на картине фигура человека, читающего стихи. Так и слышатся строки великого поэта: «Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!» Это праправнук Пушкина – Сергей Евгеньевич Клименко. Он был защитником неба Москвы от гитлеровских налетов. Два года он со своей батареей на площади Коммуны жил в землянках, вырытых прямо в сквере, день и ночь неся службу противовоздушной обороны. В одной из этих землянок С. Клименко повесил старинную гравюру портрета А.С. Пушкина работы Томаса Райта, доставшуюся ему по наследству. При вражеском налете на площадь упала бомба, земля содрогнулась, гравюра упала, разбилось стекло. Много позднее эту реликвию – портрет поэта, «выстоявший» в боях за Москву, Клименко подарил сыну художника Михаилу Переяславцу.
За спиной С.Е. Клименко на картине стоят еще два брата – Сергей Борисович и Борис Борисович Пушкины – праправнуки поэта. На войну они ушли в совсем юном возрасте. Сергей прямо из школы. Закончив аэроклуб он, механик, обслуживал наши самолеты-штурмовики Ил-2. Борис в годы войны был моряком-зенитчиком Балтийского флота.
Прошло много лет с тех пор, как В.И. Переяславец написал групповой портрет потомков Пушкина. Для многих людей картина стала поводом еще раз прикоснуться к нашей гордости и славе.
1964 г. | Холст, масло | 210х300
К концу 1960-х годов групповой портрет-картина утверждается в творчестве Владимира Ивановича Переяславца как самый органичный для него жанр. Он любит размещать героев своих картин в интерьере, который легко узнается зрителем и дает информацию, дополняющую образы. Часто фоном картин служит его мастерская с холстами, повернутыми к стене или фрагментом какой-либо хорошо узнаваемой картины. Так, высокий образец пленэрной живописи - картина «Яблоки на ветке», видна в фоновой части картины «Космонавты в мастерской художника».
Три года спустя после полета Юрия Гагарина в космос целая группа космонавтов первого летного отряда, вместе с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой, посетила Студию имени М.Б. Грекова, в том числе и мастерскую В.И. Переяславца. Этот исторический момент был запечатлен на полотне. Шесть знаменитых героев космоса, которых боготворил весь мир, в мастерской художника выглядят очень естественно, с интересом и вниманием они смотрят на картины. Самый центр по праву отдан художником первому космонавту – Юрию Гагарину с его неизменной широкой улыбкой. Левее от него – Валентина Терешкова и отдаленный небольшой дистанцией ото всех Герман Титов – дублер Гагарина. Три фигуры в правой части холста – Павел Попович, Валерий Быковский и Андриян Николаев – композиционно замыкают ряд. Выделяя главную фигуру в картине, В. Переяславец с одинаковой симпатией рисует образ каждого. И все же художник нашел возможность выделить Гагарина. Его единственного он изобразил в галифе и сапогах. Владимир Иванович еще с военных времен любил ходить в сапогах и так написал Гагарина, которому это очень понравилось. Художнику картина дорога еще и тем, что знаменитые на весь мир летчики из первого отряда космонавтов – его собратья по крылатой профессии.