История Студии | Студия Грекова

Сту­дия име­ни М.Б. Гре­ко­ва – един­ствен­ное в мире твор­че­ское объ­еди­не­ние воен­ных худож­ни­ков. Сту­дия хра­нит тра­ди­ции рус­ско­го и совет­ско­го реа­ли­сти­че­ско­го искус­ства, рабо­та­ет над про­из­ве­де­ни­я­ми баталь­ной и пат­ри­о­ти­че­ской тематики.

29 нояб­ря 1934 года при­ка­зом Народ­но­го комис­са­ра обо­ро­ны СССР К.Е. Воро­ши­ло­ва была орга­ни­зо­ва­на изо­ма­стер­ская само­де­я­тель­но­го искус­ства в память о пер­вом совет­ском худож­ни­ке-бата­ли­сте Мит­ро­фане Бори­со­ви­че Грекове.

М.Б. Гре­ков. Крас­но­ар­мей­ская тачан­ка. Выезд на пози­ции. 1933 г.

В пер­вые годы ста­нов­ле­ния в изо­ма­стер­скую зачис­ля­ли ода­рён­ных крас­но­ар­мей­цев, кото­рые про­дол­жа­ли про­хо­дить бое­вую и поли­ти­че­скую под­го­тов­ку, а заня­тия посе­ща­ли в сво­бод­ное от служ­бы вре­мя. Наи­бо­лее талант­ли­вые уче­ни­ки полу­ча­ли воз­мож­ность посту­пать в худо­же­ствен­ные вузы. В 1938 году при­ка­зом коман­ду­ю­ще­го Мос­ков­ским воен­ным окру­гом С.М. Будён­ным изо­ма­стер­ская была пере­име­но­ва­на в Сту­дию воен­ных худож­ни­ков име­ни М.Б. Грекова.

С нача­лом Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны мно­гие гре­ков­цы ушли на фронт вме­сте с мар­ше­вы­ми рота­ми. Всю вой­ну худож­ни­ки Сту­дии име­ни М.Б. Гре­ко­ва нахо­дясь в дей­ству­ю­щей армии, про­дол­жа­ли фик­си­ро­вать все уви­ден­ное и пере­жи­тое, что поз­во­ли­ло досто­вер­но и убе­ди­тель­но пере­дать в даль­ней­шем живое дыха­ние гроз­но­го лихо­ле­тья. 

Н.Н. Жуков, В.С. Кли­ма­шин. Отсто­им Моск­ву. 1941 г.

Пла­ка­ты гре­ков­цев «Отсто­им Моск­ву!» Н.Н. Жуко­ва и В.С. Кли­ма­ши­на, «Дой­дём до Бер­ли­на!», «Дошли! Крас­ной Армии Сла­ва!» Л.Ф. Голо­ва­но­ва ста­ли сим­во­лом воен­но­го времени.

Финаль­ным аккор­дом вой­ны для Сту­дии было уча­стие худо­же­ствен­но­го руко­во­ди­те­ля сту­дии, заме­ча­тель­но­го худож­ни­ка-гра­фи­ка Н.Н. Жуко­ва в рабо­те Нюрн­берг­ско­го три­бу­на­ла. Резуль­та­том этой коман­ди­ров­ки ста­ла серия из более чем двух­сот рисун­ков это­го исто­ри­че­ско­го события.

Рабо­ты на тему Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны худож­ни­ков: Б.М. Немен­ско­го, Е.В. Вуче­ти­ча, П.Т. Маль­це­ва, П.А. Кри­во­но­го­ваА.В. Коко­ри­на, П.И. Жиги­мон­та, В.К Дмит­ри­ев­ско­го вошли в сокро­вищ­ни­цу наци­о­наль­но­го искус­ства и ста­ли клас­си­кой совет­ской реа­ли­сти­че­ской школы.

Кри­во­но­гов П.А. Побе­да. 1948 г.

После­во­ен­ный пери­од в исто­рии Сту­дии стал пери­о­дом рас­цве­та. Сло­жил­ся кол­лек­тив про­фес­си­о­на­лов в раз­лич­ных обла­стях изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства, спо­соб­ных решать самые слож­ные твор­че­ские зада­чи, что и поз­во­ли­ло осу­ще­ствить про­ек­ты, кото­рые и сего­дня явля­ют­ся эта­ло­ном. Наи­бо­лее зна­чи­мы­ми и мас­штаб­ны­ми про­ек­та­ми в исто­рии Сту­дии ста­ли: пано­ра­ма «Ста­лин­град­ская бит­ва», явля­ю­ща­я­ся цен­тром мемо­ри­аль­но­го ансам­бля-­му­зея «Ста­лин­град­ская бит­ва» в Вол­го­гра­де, дио­ра­ма «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в Сева­сто­по­ле, две самые круп­ные в СССР дио­ра­мы «Ясско–Кишинёвская опе­ра­ция» в Киши­нё­ве и «Огнен­ная дуга» в Бел­го­ро­де, вос­ста­нов­ле­ние после пожа­ра пано­ра­мы «Боро­дин­ская бит­ва» Ф.А. Рубо.

А.М. Сам­со­нов, М.И. Сам­со­нов. Дио­ра­ма «Ста­лин­град­ская бит­ва. Соеди­не­ние фронтов»

Во вре­ме­на Совет­ско­го Сою­за твор­че­ская дея­тель­ность сту­дии была отме­че­на госу­дар­ствен­ны­ми награ­да­ми: орде­ном Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни и орде­ном Крас­ной Звезды.

Худож­ни­ки Сту­дии свя­то хра­нят тра­ди­ции, зало­жен­ные стар­шим поко­ле­ни­ем гре­ков­цев. Бога­тей­ший мате­ри­ал для новых про­из­ве­де­ний масте­ров даёт их лич­ное при­сут­ствие в вой­сках, на армей­ских уче­ни­ях и в «горя­чих» точках.

Сре­ди наи­бо­лее зна­чи­тель­ных совре­мен­ных работ Сту­дии: ком­плекс дио­рам в Цен­траль­ном музее Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны на Поклон­ной горе, рос­пи­си Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Москве, дио­ра­ма «Сто­я­ние на Угре» во Вла­ди­мир­ском ски­ту Свя­то-Тихо­но­вой пусты­ни в Калуж­ской обла­сти, скульп­тур­ные ком­по­зи­ции «Пер­вая миро­вая вой­на 1914–1918 годов» и «Побе­да в Вели­кой оте­че­ствен­ной войне 1941–1945 годов», уста­нов­лен­ные на Фрун­зен­ской набе­реж­ной в Москве.

Гео­гра­фия работ худож­ни­ков Сту­дии вклю­ча­ет в себя мно­же­ство про­ек­тов — это мемо­ри­аль­ная ком­по­зи­ция «Геро­ям Ладо­ги — доро­ги жиз­ни», в Санкт-Петер­бур­ге (автор Л.А. Семи­ко­пен­ко), мемо­ри­аль­ный ком­плекс вои­нам 2‑й удар­ной армии «Погиб­шим при защи­те Оте­че­ства» на трас­се М‑11(автор М.М. Мала­шен­ко), это памят­ник «Герою тан­ки­сту» в Каза­ни (автор Д.В. Клав­суц) и памят­ник «Борец с тер­ро­риз­мом» в пар­ке «Пат­ри­от» (автор Л.А. Семи­ко­пен­ко), скульп­тур­ные ком­по­зи­ции по моти­вам филь­мов Офи­це­ры» и «Они сра­жа­лись за Роди­ну» перед фаса­дом зда­ния Мини­стер­ства обо­ро­ны Рос­сий­ской Феде­ра­ции в Москве (автор А.И. Игнатов).

Твор­че­ство худож­ни­ков Сту­дии вос­тре­бо­ва­но не толь­ко у нас в стране, но и за рубе­жом: памятник–ансамбль «Вои­нам Совет­ской Армии, погиб­шим в боях с фашиз­мом» Е.В. Вуче­ти­ча (Треп­тов-парк, Бер­лин), одна из круп­ней­ших пано­рам в Евро­пе «Пле­вен­ская эпо­пея» твор­че­ско­го кол­лек­ти­ва под руко­вод­ством Н.В. Овеч­ки­на (г. Плев­на, Бол­га­рия), худо­же­ствен­но-исто­ри­че­ский ком­плекс-музей памя­ти Кема­ля Ата­тюр­ка, вклю­ча­ю­щий три дио­ра­мы, пят­на­дцать мно­го­фи­гур­ных исто­ри­че­ских ком­по­зи­ций и более пяти­де­ся­ти порт­ре­тов, создан­ный груп­пой живо­пис­цев во гла­ве с народ­ным худож­ни­ком Рос­сии С.Н. При­се­ки­ным (Анка­ра, Тур­ция). Все эти скульп­тур­ные и пано­рам­но-дио­рам­ные ком­плек­сы, создан­ные худож­ни­ка­ми за рубе­жом, при­нес­ли Сту­дии миро­вую известность.

Сего­дня в про­слав­лен­ном кол­лек­ти­ве Сту­дии тру­дит­ся более 30-ти худож­ни­ков. Про­ек­ты, осу­ществ­ля­е­мые сту­дий­ца­ми, не пере­ста­ют вос­хи­щать и радо­вать зри­те­лей высо­ким про­фес­си­о­на­лиз­мом и эсте­ти­че­ским совершенством.