Живописец
Родился в 1959 году в Москве. В 1985 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская Б.А. Дехтярева)
Член Союза художников CCCР (1978)
С 1998 года работает в Студии военных художников имени М.Б. Грекова
Объявлена благодарность Президента РФ за заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (2015)
2021 г. | Холст, масло | 130х190
2014 г. | Холст, масло. | 70х100
1991 г. | Холст, масло | 99х119
В 1936 году Адольф Алексеев переехал с матерью из Ленинграда в Москву на улицу недалеко от Бородинского моста. Когда началась война, будущему художнику было всего 7 лет, но палитра его детской эмоциональной памяти навсегда запомнила суровые годы, в которые Москва готовилась к бою за сердце Родины. На этой картине воплощены пережитые художником яркие детские впечатления тех трудных дней, которые запомнились Адольфу Алексееву на всю жизнь. “Дети войны” — так сейчас принято называть то поколение.
С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. У них не было времени на детство, они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
Картина Адольфа Евгеньевича Алексеева “У Бородинского моста” — одна из серии “Москва 1941 год”, за которую он был награжден Серебряной медалью Академии художеств СССР.
2021 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Сытый голодному не товарищ! Война войной, а обед по расписанию! — так шутили солдаты на войне.
Прием пищи во время войны был важен для солдат: не только тем, что позволял насытиться, — это был и краткий отдых, и возможность поговорить с сослуживцами. Эти недолгие минуты были мимолетным возвращением к мирной жизни.
Советская полевая кухня была настоящим стратегическим объектом времён ВОВ. Около неё всегда кипела жизнь, повара были на вес золота, продовольственные обозы пользовались особой защитой. А кулинары пользовались особым уважением. Им приходилось работать в разных условиях: перебои в поставках продуктов, воздушные налёты и артиллерийские обстрелы, порой повара и военные кухарки сами носили обеды на передовую — в окопы и блиндажи. А ведь надо было ещё кормить и голодающих мирных жителей в освобождаемых Красной Армией деревнях и городах, разорённых и сожжённых немцами.
2021 г. | Холст, масло | 90х140
⠀
22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война – самая страшная война в истории нашей страны. Чудовищное противостояние поглотило все силы страны без остатка. Мужчины, за малым исключением, ушли на фронт, их место за станками заняли женщины и дети. Но война была настолько страшной, что вскоре, вслед за мужчинами, на фронт ушли и женщины, вступив в бой плечом к плечу со своими отцами, мужьями и братьями. За весь период Великой Отечественной на фронт отправился почти миллион советских женщин, и многие из них уже не вернулись.
Коллективы многих литейных цехов более чем на половину обновились за счет женщин, быстро освоивших профессии формовщиков, плавильщиков, сталеваров. В условиях постоянных бомбежек и артиллерийских обстрелов работники литейного производства сделали все, что требовалось для организации активной обороны в июле – сентябре 1941 г. на Московском, Ленинградском, Киевском и других направлениях.
1982 г. | Холст, масло | 100х145
⠀
“Дети войны” — так сейчас принято называть то поколение. В картине “Москва. Окружная. 1941 год” воплощены пережитые художником яркие детские впечатления тех трудных дней, которые запомнились Адольфу Алексееву на всю жизнь.
С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
Образ Великой Отечественной войны в картине А. Алексеева “Москва. Окружная. 1941 год” передан художником через напряженное ожидание предстоящей битвы. Городской пейзаж воспроизводит нашу столицу такой, какой на была в 1941 году: фронтовой, готовой к бою. Главным в живописном решении картины являются черный и белый цвета. Автор избирательно подходит к палитре, тем самым подчеркивая графичность живописных форм.
За эту картину Художник А. Алексеев получил Серебряную медаль Академии художеств СССР.
1966 г. | Холст, масло | 110х200
⠀
Народный художник РФ Михаил Ананьевич Ананьев посвятил свою картину героям из 316‑й дивизии генерала Панфилова. Данное произведение повествует о 11-ти саперах 1077-го полка под командованием лейтенанта Фирстова, которые знали, что помощи не будет, не будет контратак, не будет подкреплений. Они знали, что это их последний бой.
11 саперов в ноябре 1941 года смогли на пять часов задержать продвижение к Москве двух десятков немецких танков и сотен гитлеровских солдат. Чем дали возможность своему полку отойти за запасные позиции и продолжить сражение.
Отход полка должны были обеспечивать три группы прикрытия. На центральном направлении прикрывать отход было поручено взводу саперов младшего лейтенанта Петра Фирстова. 11 человек — это все, что осталось от взвода на тот момент.
О судьбе саперов лейтенанта Фирстова в ноябре 1941 года в 1077‑м полку так и не узнали. Было понятно только одно — они выполнили поставленную боевую задачу, задержав противника на достаточное время.
Подвиг стал известен в июне 1942 года после наступления, когда у деревни Строково в мае месяце было вскрыто захоронение, в котором оказались тела 10 советских солдат, а жители деревни рассказали о подробностях боя. Оказывается, одному из саперов, Глебу Ульченко, все-таки удалось выжить. Его спрятали и выходили местные жители.
Летом 1942 года командование представило всех участников боя у деревни Строково к присвоению звания Героев Советского Союза (посмертно), а погибших саперов – орденом Ленина. Это единственный случай в Великую Отечественную войну, когда сразу целый взвод саперов был награжден высокой правительственной наградой.
2019 г. | Холст, масло | 120х80
⠀
Конев Иван Степанович (1897–1973) — Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза.
Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам – звание солдатского маршала.
И.С. Конев был известен как большой знаток тактики, обладал умением видеть в военном деле новое, отвергал шаблонные подходы. Был деятельным, энергичным, прямолинейным, не любил тратить время попусту. Свободные часы посвящал чтению книг.
Весной 1941 г. Конев начал формирование 19‑й армии. В начале Великой Отечественной войны главные силы 19‑й армии вступили в боевые действия в июле 1941 г. в районе Витебска. Затем армия Конева отличилась в Смоленском сражении. 11 сентября 1941 г. Конев получил приказ о присвоении ему звания «генерал-полковник», а 12 сентября – о назначении командующим Западным фронтом.
2015 г. | Холст, масло | 120х160
⠀
В каждом городе Европы есть часы на главной площади. На картине “Военное время” художник Илья Михайлович Лебедев изобразил советского солдата-освободителя Европы от фашизма, заводящего часы в городе Европы, как бы запускающего Новое время, время созидания и перспектив для всего человечества.
2015 г.| Холст, масло | 100х120
Заслуженный художник Валерий Анатольевич Мокрушин использовал много изобразительных средств при написании картины “Летят журавли”, — здесь нет боев и разрушенных городов. Мы видим личную трагедию каждого человека, втянутого в эту кровопролитную войну.
Клин журавлей, пролетающих в небе несёт в себе символ надежды на то, что скоро закончатся мучения и скитания, продолжится жизнь.
2006 г. | Холст, масло | 150х120
⠀
Благодаря развитой сети наблюдения оповещения и связи самолеты противника были замечены задолго до подхода к Москве. Активная работа ПВО расстроила боевые порядки немцев, которые прорывались к цели поодиночке и мелкими группами по 3, 6, 9 машин. В итоге сбросить бомбы на главную цель – объекты на территории Москвы смогли менее половины немецких самолетов, остальные были вынуждены отступить. Более 20 машин было сбито – такой процент потерь (10%) оказался очень высоким.
Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943. С лета 1943 года и до лета 1944 над Москвой появлялись лишь одиночные самолеты-разведчики, действовавшие на огромных высотах – до 14 километров. Постоянно возраставшая плотность ПВО и характеристики самолетов, защищавших Москву, не оставили немцам возможностей продолжать налеты на город. С лета 1944 года прекратились и полеты разведчиков – отодвинувшийся на запад фронт сделал столицу недоступной для немецкой авиации.
В битве за московское небо участвовали лучшие пилоты СССР – включая легендарных летчиков-испытателей – Петра Стефановского, Марка Галлая, Константина Коккинаки и других. Одним из самых известных защитников Москвы стал младший лейтенант Виктор Талалихин – 7 августа 1941 года на своем истребителе И‑16 таранивший бомбардировщик противника. Всего Талалихин сбил 6 неприятельских бомбардировщиков до того, как 27 октября 1941 года погиб в воздушном бою над Подольском.
Для немецкой авиации битва за Москву стала тяжелейшим ударом. Многие бомбардировочные соединения потеряли свыше 70% своего состава и уже никогда не смогли восстановиться до штатной численности. Фактически, налеты на Москву стали последней стратегической воздушной операцией, которую попытались осуществить Люфтваффе в ходе Второй Мировой войны.
2019 г. | Холст, масло | 120х80
За 87 лет существования Студии военных художников имени М.Б. Грекова художниками разных поколений было написано немало портретов Маршала Победы.
Летом 1914 г. началась Первая мировая война и 19-летнего Георгия Жукова в августе 1915 г. мобилизовали в армию. Воевал он храбро, но недолго – всего два месяца: в сентябре во время конной атаки получил лёгкое ранение, а в октябре подорвался на мине и с тяжёлой контузией был отправлен в госпиталь.
В начале 1918 г. Георгий вступил в Красную армию, где сражался под Уральском, Бугульмой, Уфой против уральских казаков, действовавших в составе войск адмирала А.В. Колчака, позже – против врангелевских войск.
В мае 1939 г. японские захватчики напали на дружественную нам Монголию. В район Халхин-Гола был направлен комдив Жуков, который вскоре был назначен командовать 57‑м особым корпусом. За отлично проведенную операцию по уничтожению противника комкор Жуков был удостоен высокого звания Герой Советского Союза, а 4 июня 1940 г. ему было присвоено высокое воинское звание генерал армии.
Наиболее полно и ярко полководческий талант, и организаторские способности Г.К. Жукова раскрылись в ходе Великой Отечественной войны, где он занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, Заместителя Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР. В послевоенное время занимал пост Главкома Сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами.
Полководец Георгий Жуков полностью соответствовал своему времени – он был жестким, волевым, бескомпромиссным. Он имел редкий дар полководца и аналитический ум, который мог на много ходов вперед просчитать действия вражеской армии. В памяти потомков Георгий Жуков навсегда останется маршалом Победы.
1941 г. | Холст, масло | 160х230
⠀
При контрнаступлении под Москвой роль кавалерии оказалась очень велика. В общей сложности кавалерия составляла 20—25 % всех советских войск. Причем она была усилена тяжелыми пулеметами и минометами.
Советская кавалерия в этой лесистой местности действовала храбро, с большим искусством и хитростью. Она блокировала дороги, уничтожала линии коммуникаций, взрывала мосты и то и дело нападала на колонны тылового обеспечения, безжалостно их уничтожая.
Как это ни кажется странным, но именно лес позволил кавалерии успешно наступать. На открытой местности немцы косили ее из стрелкового оружия. Ничего кавалерия не могла поделать в открытом бою с танками. Но вот в лесу немецкой техники и пехоты не было, что позволяло коннице Красной армии проходить до 15—20 км в день.
1984 г. | Холст, масло | 135х175
⠀
Картина “Лихолетье”, написанная Николаем Сергеевичем Присекиным в 1984 году, является своего рода нервом, который пронизывает все творчество художника. На холсте черное от дыма пожарищ небо, каким оно было в первый год Великой Отечественной войны. На степной дороге лишь разбитая ударом авиабомбы повозка, убитая лошадь и рядом с ней жеребенок, замерший в крайнем напряжении всех чувств и сил. В глазах его застыл смертельный ужас. Кажется, все безмерное горе и все страдания войны сфокусированы в этом образе.
1988 г. | Холст.масло | 163х174
⠀
Виктор Псарев создал ряд портретов своих великих современников из серии “Сыны России”. Особо следует выделить портрет-картину “Портрет В.М. Шукшина”, актера, кинорежиссера, писателя, биография которого трагически оборвалась в самый расцвет карьеры. Его литературная и кинематографическая деятельность оставила глубокий след в сердцах людей и навсегда вписала имя Василия Шукшина в историю российской культуры.
Проникновенно и с большой любовью написал художник своего земляка по Алтайскому краю, замечательного русского человека, актера, так ярко сыгравшего солдата-труженика войны. Этот образ столь выразительный своей человеческой ранимостью, жизнелюбием и одновременно крепостью духа, открывает нам мировоззрение художника-патриота.
1995 г. | Холст, масло | 103х151
⠀
На картине “Натюрморт с калиной” чугунная эмблема ХIХ века с символом Москвы, за которой скрещены старинные русская и немецкая сабли, рядом поминальная лампада, крест и гроздья калины на белой смертной рубахе, которые одевали наши предки перед боем. Все это написано на фоне стены простой бревенчатой избы, где жило не одно поколение людей, память о которых хранят эти предметы. Калина красная — это народный символ крови, жертвенности, силы и духовной победы. Об этом символе напоминал нам в своем фильме “Калина красная” великий Василий Шукшин.