СОНИН | Виктор Александрович | Студия Грекова

СОНИН
Виктор Александрович

Скульптор

Член Союза художников СССР (1976)

Заслуженный деятель искусств РCACH (1976)

Народный художник РСФСР (1985)

(1934–2008)

Сонин Виктор Александрович – скульптор. Родился в 1934 году в г. Сухиничи Калужской области.

В 1954 году окончил Московское художественно-ремесленное училище. В 1966 году окончил Московский Художественный институт имени В.И. Сурикова, где учился у профессора М. Манизера.

Удача сопутствовала Виктору Сонину в самом начале его пути. Находясь на срочной службе в армии в составе Таманской дивизии, он в 1958–1959 годах был прикомандирован для работы в Студии имени М.Б. Грекова, где выполнил двадцать скульптурных бюстов таманцев — Героев Советского Союза. Именно тогда им были созданы две серьезные скульптурные композиции – «После боя» и «На привале». Трудно поверить, что такие впечатляющие и профессиональные композиции были выполнены солдатом третьего года службы. Монументальность, присущая самым ранним его работам, всегда будет особенным свойством его произведений.

С 1968 года В.А. Сонин работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Большинство монументальных работ скульптора выполнено в бронзе, но он также любил работать с деревом, а особенно с мрамором. Причем не только в малых формах, но и в масштабных композициях – «Родные просторы» (1983).  Фактура белого мрамора помогала скульптору передать теплоту человеческих чувств, которые стремился выразить автор. Работа в мраморе всегда была для Сонина возможностью показать наиболее сильные стороны своего мастерства. Особенно это проявилось в работе над обнаженной натурой, например, в аллегорических композициях «Водопад» (1983) или «Любовь» (1981).

В скульптурной композиции «Мирный космос» (1985) автор выразил свое философское видение современной жизни человека на земле. Работу В.А. Сонина критики называли бесспорной удачей, где символика образа была общедоступной и понятной. Фигура женщины с ребенком на руках, бережно ступающей по земному шару, стала убедительным художественным образом добра и разума, побеждающее ядерное безумие.

Для Виктора Александровича тема торжества справедливости стала самой актуальной в его творчестве. Она нашла свое отражение в нескольких вариантах аллегорической скульптурной композиции «Борьба добра со злом» (1982). Фигура Титана, поражающего чудовище, по авторскому замыслу, вбирает в себя представление о разуме и воле человека. На протяжении многих лет Сонин шлифует этот образ, хотя известность ему принесли скульптурные портреты людей известных и могущественных: бюст Д.И. Брежневу на его родине в Днепродзержинске, памятник Ю.В. Андропову у Кремлевской стены.
Внушительны и монументальны скульптурные портреты выдающихся военачальников, выполненные в 1970–1980 годах: маршалов Советского Союза А.Гречко, Ф Устинова, К. Москаленко, генерала армии А. Епишева.  «Портрет Г.К. Жукова» (1990) в бронзе был подарен правительством России Великобритании и находится теперь в Императорском музее в Лондоне. Все это выделило В.А. Сонина в ряды официально признанных мастеров скульптуры.

В последние годы скульптор тяготеет к многофигурным композициям с остросоциальной и общечеловеческой направленностью темы. «Многострадальная Мать-Земля» (1991), «Чечня. 6 рота, ушедшая в бессмертие» (2002) — работы, в которые В.С. Сонин вкладывает свое понимание гражданственности в искусстве.

В поисках духовно-значимого идеала, скульптор задавался вопросом о роли прекрасного в творчестве художника-творца. И тогда появились его новые композиции-аллегории: «Поэт и муза (Ф. Тютчев)» (1993), «Пушкин и Натали» (1999).

Работы В.А. Сонина находятся в Государственной Третьяковской галерее, музее Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на Поклонной годе, Лондонском Императорском музее, Дрезденской картинной галерее, Центральном музее Вооруженных Сил РФ, Музее-панораме “Бородинская Битва”, Кировском областном краеведческом музее, Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова.