ЖУКОВ Николай Николаевич | Студия Грекова

ЖУКОВ
Николай Николаевич

График

Член-корреспондент Академии художеств СССР (1948)

Народный художник РСФСР (1955)

Народный художник СССР (1963)

Участник Великой Отечественной войны

(1908 – 1973)

Николай Николаевич Жуков – советский, российский художник-график, иллюстратор. Родился 2 декабря 1908 году Москве. Но вся Липецкая область считает его «своим», ведь детские годы будущего художника прошли в Ельце, куда семья Жуковых переехала в 1916 году.

Начальное художественное образование Николай получил в Нижегородском художественно-промышленном техникуме. А в 1928 году стал студентом Саратовского художественного училища. Затем была служба в армии, переезд в Москву и начало самостоятельного творческого пути. Молодой художник сотрудничал с книжными издательствами и периодическими изданиями, оформлял плакаты и обложки журналов. Мало кто знает, что известная каждому курильщику упаковка папирос «Казбек» – работа Николая Николаевича, именно Жуков стал автором октябрятской звёздочки.

Человек, беззаветно любящий детей, он с огромным удовольствием рисовал после войны своего сына и двух дочерей. Детская тема стала одной из главных в его послевоенном творчестве.

В 1935 году к художнику пришла настоящая слава. В Лондоне проходил конкурс на лучший рекламный плакат «Интуриста». Конкурс был анонимным, до награждения никто не знал имена авторов и страну их проживания. Жуков отправил пять своих работ. И когда члены жюри стали вскрывать конверты, оказалось, что четыре работы победителя принадлежат одному и тому же человеку!

Первые месяцы войны Жуков провёл в Белоруссии, его назначили писарем при штабе. Но это занятие было вовсе не для Николая Николаевича. И в конце августа 1941-го года он добился назначения на должность фронтового художника 29‑й армии Калининского фронта. Газета этого фронта называлась «На разгром врага». Одновременно он работал военным корреспондентом газеты «Правда. Он встречался с воевавшими солдатами, расспрашивал их о чувствах, а потом сразу же садился рисовать то, что увидел. При этом создавалось впечатление, что у Жукова нет черновой работы ― всё сразу делалось набело, но при этом очень точно. За это его прозвали мастером молниеносного рисунка.

В 1943 году Николаю Николаевичу Жукову было поручено художественное руководство творческим коллективом Студии военных художников имени М.Б. Грекова. В этом же году деятельность фронтового художника Николая Жукова получила высокую оценку, он стал лауреатом Сталинской премии СССР.

Тогда, в годы войны – сначала спецкор «Правды» на Калининском фронте, затем в Студии имени М.Б. Грекова – он работал, не выпуская из рук фронтовой блокнот. Это был художник, который мог подметить негромкий подвиг, заключавшийся в преодолении повседневных тягот войны. Правдивы в описании характеров и подлинно народны сотни его замечательных рисунков, в которых он запечатлел образ несгибаемого русского солдата: «Спасибо, родная!», «Лиха беда начало», «Полевая кухня. По дороге домой», «Фронтовая дорога» и другие.

Он был подлинным мастером репортажного рисунка, но умел делаться и патетичным, когда жанр требовал этого, как, например, в плакатах «Бей насмерть!», «Боец, Украина ждет тебя!», на всю страну прославился    советский агитационный плакат Великой Отечественной войны  «Отстоим Москву!»,  созданный   совместно с художником Виктором Климашиным за одну ночь  осенью 1941 года.  Утром художники отнесли плакат в издательство и на следующий день он был развешен на всех улицах Москвы. Плакат создан в то время, когда советский народ напрягал все силы в борьбе против немецких захватчиков, рвавшихся к Москве. На плакате изображен советский воин, находящийся на высоком эмоциональном подъёме и призывающий не допустить врага в столицу. Этой фигурой солдата авторам удалось обобщить черты народного героизма, стремящегося освободить родную землю от врага.

Став художественным руководителем Студии, Жуков редко бывал в Москве. С группами грековцев он постоянно выезжал в действующую армию.  Находясь на 2‑м Белорусском фронте, вел обширную переписку со всеми художниками. И все вместе они писали начальнику Студии Христофору Ушенину, докладывали о всех жизненных ситуациях, о горестях и радостях побед.  Эта переписка поражает своей искренностью. Это были теплые письма людей, породнившихся на войне, письма пронизаны заботой друг о друге, тревогой о тех, кто долго не подает вестей.

В 1944 году в очередную поездку на фронт вместе с Н. Жуковым выехали 17 художников на четырех оборудованных автомашинах: двух студебекерах и двух виллисах, которые выделили Студии по договоренности с управлением танковых войск.  Сразу же приняли боевое крещение только что зачисленные в Студию В. Дмитриевский, П. Корецкий, В. Богаткин, П. Баранов, В. Киселев, В. Арлашин, П. Караченцов (отец известного актера Николая Караченцова).

Николай Николаевич был строг в оценках и критически подходил к просмотру всех материалов, выполненных художниками. В своем дневнике он написал однажды: “…там, на полях битвы, среди множества волнующих событий я остро почувствовал ограниченные возможности графики… Мне стало ясно, что только картина, сложная в своей композиции, обогащенная всей гаммой красок, может полно  воссоздать  пережитое в дни войны, только картина завершенная и реалистически полноценная, может рассказать о трудностях войны, о торжестве наступления, а главное — о людях, своим мужеством, талантом, трудом, жизнью своей завоевавших победу”.

В феврале 1946 года Н.Н. Жукова вместе с советской делегацией направили на Нюрнбергский процесс, где состоялся международный суд над идеологами фашизма. Жуков очень волновался и, видимо, от этого волнения совершил тактическую ошибку – сел в первый ряд и принялся открыто рисовать лица фашистских преступников. Но те сразу стали отворачиваться, прикрываться руками. Тогда Николай Николаевич сделал вид, что уходит, а сам перебрался в последний ряд. Видно было, конечно, плохо, но художник имел при себе полевой бинокль. 40 дней провёл Жуков на заседании и сделал более двухсот рисунков.

В 1967 году за полгода до ноябрьских торжеств в Москве случилось несчастье: пожар почти полностью уничтожил редчайшее живописное творение Ф. Рубо панораму «Бородинская битва». Никто из московских художников не взял на себя ответственность воссоздания панорамы на 120-метром холсте. А перед художниками Студии имени М.Б. Грекова по-военному строго была поставлена задача: написать Бородинскую эпопею заново, к сроку, так, как бы это сделал Рубо. Возглавлял и координировал работу коллектива из 12 грековцев художественный руководитель Студии Н.Н. Жуков. Каждый студиец в 1968 году за эту работу был удостоен Золотой медали имени М.Б. Грекова Академии художеств СССР.

Для грековцев Н. Жуков стал бесспорным авторитетом прежде всего в силу редкого умения показать личный пример в жизни и в творчестве. Николай Николаевич был выдающейся личностью и прекрасным художником. Для Студии это оказался на редкость счастливый выбор.

На протяжении 30 лет до самой своей смерти он оставался бессменным художественным руководителем Студии.

Оригинальные графические работы и тиражные плакаты художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственном историческом музее, Музее-панораме «Бородинская битва», Музее обороны Москвы, Музее современной истории России, Центральном музее Вооружённых Сил России и  других музейных собраниях бывшего СССР.

Скончался Жуков 24 сентября 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.