+7 (495) 688-57-84

Диорама

Высота 776

Авторы:

Дмитрий Ананьев, Илья Лебедев

Творческий коллектив:

Александр Ананьев, Дмитрий Ананьев, Екатерина Камынина, Илья Лебедев, Полина Минеева, Вячеслав Потогин

Годы создания:

2018–2020

Размер живописного полотна:

3,6 х 17 м

Расположена:

Музей истории воздушно-десантных войск, г. Рязань

После взятия Грозного вооружёнными силами России в начале февраля 2000 года крупная группировка чеченских боевиков отступила в Шатойский район Чечни, где 9 февраля была блокирована федеральными войсками. По позициям боевиков наносились авиаудары с использованием полуторатонных объёмно-детонирующих бомб. Затем 22—29 февраля последовала наземная битва за Шатой. Боевикам удалось прорваться из окружения: группа Руслана Гелаева прорвалась на северо-западном направлении в село Комсомольское (Урус-Мартановский район), а группа Хаттаба — на северо-восточном направлении через Улус-Керт (Шатойский район), где и произошёл бой. Федеральные силы состояли из 6‑й роты 2‑го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76‑й (Псковской) дивизии ВДВ (гвардии подполковник М. Н. Евтюхин), группы из 15 солдат 4‑й роты (гвардии майор А.В. Доставалов) и 1‑й роты 1‑го батальона 104-го парашютно-десантного полка (гвардии майор С.И. Баран).

Огневую поддержку десантникам оказывал артиллерийский дивизион 104-го парашютно-десантного полка. Среди руководителей боевиков назывались Идрис, Абу аль-Валид, Шамиль Басаев и Хаттаб: подразделения последних двух полевых командиров в СМИ названы батальонами «Белые ангелы» (по 600 бойцов). По данным из приговора Верховного Суда Чеченской Республики количество боевиков определено как, «не менее 200 человек, вооружённых автоматическим огнестрельным стрелковым оружием (ручными пулемётами и автоматами модели Калашникова калибра 5,45 мм и 7,62 мм), боеприпасами к ним, гранатами и подствольными гранатомётами».

28 февраля командир 104-го полка полковник Сергей Мелентьев приказал командиру 6‑й роты майору Сергею Молодову занять господствующую высоту Исты-Корд. Рота выдвинулась 28 февраля и заняла высоту 776, а на находящуюся в 4,5 километрах гору Исты-Корд были отправлены 12 разведчиков.

29 февраля в 12:30 разведывательный дозор вступил в бой с группой численностью около 20 боевиков и вынужден был отойти к высоте 776. Находившийся в группе разведчиков майор Молодов, командир 6‑й роты, был ранен снайпером и умер позднее в тот же день. Командование ротой принял на себя гвардии подполковник Марк Евтюхин.

В 16 часов, всего через четыре часа после взятия Шатоя федеральными силами, начался бой. Бой вели всего два взвода, так как третий взвод, растянувшийся при подъёме на 3 километра, был обстрелян и уничтожен боевиками на склоне. К концу дня 6‑я рота потеряла погибшими 31 человека.
1 марта в 3 часа утра к окружённым смогла прорваться группа солдат во главе с майором Александром Доставаловым (15 человек), который, нарушив приказ, покинул оборонительные рубежи 4‑й роты на соседней высоте и пришёл на помощь.

На выручку боевым товарищам стремились бойцы 1‑й роты 1‑го батальона. Однако во время переправы через реку Абазулгол они попали в засаду и были вынуждены закрепиться на берегу. Только утром 3 марта 1‑я рота сумела прорваться к позициям 6‑й роты.

1 марта в 05:00 высота была занята наёмниками и боевиками НВФ. Капитан Виктор Романов после гибели Марка Евтюхина, командовавшего ротой, вызвал огонь на себя. Высоту накрыли артиллерийским огнём, однако боевикам удалось прорваться из Аргунского ущелья.

Командир разведывательного взвода гвардии старший лейтенант Алексей Воробьёв уничтожил полевого командира Идриса (по другим данным, Идрис погиб только в декабре 2000 года).

После гибели Александра Доставалова в живых остался только один офицер — лейтенант Дмитрий Кожемякин. Он приказал гвардии старшему сержанту Александру Супонинскому ползти к обрыву и прыгать, сам взял в руки автомат, чтобы прикрыть солдата. Выполняя приказ офицера, Супонинский и Андрей Поршнев проползли к обрыву и прыгнули, а к середине следующего дня вышли в расположение российских войск. Супонинский, единственный из шестерых выживших, был награждён золотой звездой Героя Российской Федерации.

Рядовые Роман Христолюбов и Алексей Комаров были в третьем взводе, который не добрался на высоту. В бою на высоте не участвовали.

Старший сержант остался один без патронов, в схватке его ударили прикладом по голове, он потерял сознание. Когда очнулся, смог пробраться к своим.

В живых остались только 6 бойцов.

В 2018 году художники студии имени М.Б. Грекова приступили к созданию диорамы посвященной этому героическому и трагическому событию.

Работа потребовала от авторов не только обстоятельного исторического и художественного исследования архивных материалов, но и нового осмысления подвига, совершенного воинами — десантниками легендарной шестой роты. Традиции диорамного искусства грековцев, в большинстве своем писавших баталии, нашли свое отражение и в этой работе. Диорама является примером классического метода работы над батальной композицией, когда художниками в процессе ее создания были написаны постановочные этюды, пленэрные наброски «А la pri­ma», были совершены неоднократные выезды на место событий в Чеченскую Республику на высоту 776.0, разработано несколько эскизов и картонов, прежде чем они приступили к работе над полотном диорамы.

Сложная творческая задача по созданию диорамы сподвигла художников Студии пойти по пути более углубленной исторической трактовки события. Огромное внимание уделялось отработке деталей. Форма одежды, элементы пейзажа, военное снаряжение, всё это воссоздано с документальной точностью.
Художники разработали замысел нового полотна до малейших деталей композиции, и воплотили его в живописном эскизе, который практически без изменения лег в основу будущей диорамы.
В результате напряженной работы диорама «Высота 776» стала принципиально новой в смысле изменения традиционных размеров. Художники ушли от привычной ленточной вытянутости диорам. Диорама как бы выгнулась в подкову, что позволило максимально использовать пространство предоставленого для установки диорамы зала.. Композиционное построение позволило художникам дать картину боя во всем его пространственном размахе.

С точки зрения живописи диорама поражает тончайшей красотой колористического решения. Не внешняя «костюмная» эффектность, а именно богатая живописная трактовка является основой особой художественной зрелищности, без которой невозможен этот вид искусства. Убедительность пространственно-иллюзорного эффекта самого полотна добавляет реалистичность предметного плана.
Со смотровой площадки у зрителя складывается иллюзия пространства на несколько километров вглубь пейзажа, ввиду правильно уложенной перспективы и сомасштабности изображенных предметов и фигур. Эффект усиливается грохотом артиллерии, звуком выстрелов, криком людей, дымами.
В этой работе Дмитрий Ананьев и Илья Лебедев предстают последовательными продолжателями классической традиции Ф. Рубо и М. Грекова. Своей диорамой сохраняя и приумножая самый сложный из жанров реалистической школы-батальную живопись.

Диорама увековечила подвиг, явивший нам пример героизма, мужества и стойкости духа в борьбе с мировым злом. Протянула прочную нить памяти из недавнего прошлого через наше время в будущее. Диорама является достойным памятником тех событий. Не просто документальная констатация, а высокохудожественное произведение, способное пробудить генетическую память народа о ратных подвигах воинов России.