+7 (495) 688-57-84

Выставка работ Студии Грекова
в Национальном музее Республики Тыва

Сту­дия воен­ных худож­ни­ков име­ни М.Б. Гре­ко­ва пред­став­ля­ет выстав­ку работ, посвя­щён­ных слож­ной и почёт­ной про­фес­сии – защи­щать свою Роди­ну.

Вот уже более 80 лет худож­ни­ки Сту­дии наравне с воен­но­слу­жа­щи­ми ведут свою борь­бу на твор­че­ском фрон­те за умы и души про­стых людей. Они сила­ми сво­е­го талан­та стре­мят­ся гово­рить со зри­те­ля­ми на темы пат­ри­о­тиз­ма, слу­же­ния Оте­че­ству, доб­ле­сти и чести, вер­но­сти и пре­дан­но­сти. Напо­ми­на­ют о той жерт­ве, кото­рую при­нес­ли наши люди во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, и рас­ска­зы­ва­ют о тех, кто и сего­дня готов отдать свою жизнь во имя мира.

Кар­ти­ны и скульп­ту­ры, пред­став­лен­ные на выстав­ке – это не про­сто дань памя­ти, погиб­шим вои­нам, но это гром­кий голос-воз­зва­ние к зри­те­лям оста­но­вить­ся на мгно­ве­ние и заду­мать­ся. Искус­ство в самые тяжё­лые вре­ме­на все­гда дава­ло чело­ве­ку надеж­ду на спа­се­ние и силы на борь­бу. Имен­но поэто­му реа­ли­сти­че­ское искус­ство, в кото­ром вся прав­да жиз­ни пока­за­на без при­крас, все­ля­ет в души зри­те­лей надеж­ду. В кар­ти­нах гре­ков­цев мы видим силь­ных, сме­лых людей, кра­со­та кото­рых в их муже­стве и сме­ло­сти. Такое искус­ство даёт воз­мож­ность нам не поте­рять себя в сего­дняш­нем немно­го сума­сшед­шем мире.

Глав­ным акцен­том выстав­ки ста­ла кар­ти­на «Рож­де­ние Крас­ной Армии», напи­сан­ная в 1954 году В.К. Дмит­ри­ев­ским, И.В. Евстиг­не­е­вым и Г.И. Про­ко­пин­ским. Это мас­штаб­ное про­из­ве­де­ние – худо­же­ствен­ная интер­пре­та­ция собы­тий 1918 года под Пско­вом. Вол­ны ата­ку­ю­щих крас­но­гвар­дей­цев неот­вра­ти­мой силой сбли­жа­ют­ся с вра­гом, ещё мгно­ве­ние – и про­изой­дёт руко­паш­ная схват­ка. Еди­ный порыв дви­жет геро­я­ми кар­ти­ны. Зна­чи­мым эле­мен­том кар­ти­ны явля­ет­ся то, что на ней изоб­ра­же­ны под­лин­ные участ­ни­ки. Образ коман­ди­ра с нага­ном в руке и крас­ной повяз­кой на рука­ве напи­сан с Алек­сандра Ива­но­ви­ча Чере­па­но­ва, быв­ше­го в то вре­мя моло­дым пра­пор­щи­ком, кото­рый коман­до­вал Вто­рым Крас­но­ар­мей­ским пол­ком. Меди­цин­ская сест­ра в пра­вой части кар­ти­ны – Анге­ли­на Дмит­ри­ев­на Золо­вец­кая – жен­щи­на геро­и­че­ской судь­бы, всту­пив­шая в воз­расте 15 лет в ряды Крас­ной армии во Вто­рой Крас­но­ар­мей­ский полк под коман­до­ва­ни­ем А.И. Чере­па­но­ва. Яркие обра­зы и дра­ма­тизм боя поста­вил это полот­но в ряды луч­ших совет­ских баталь­ных про­из­ве­де­ний.

В экс­по­зи­ции выстав­ки пред­став­ле­ны как рабо­ты моло­до­го поко­ле­ния гре­ков­цев, так и кар­ти­ны вете­ра­нов, заво­е­вав­шие при­зна­ние у зри­те­лей. Сре­ди зна­ко­вых работ на выстав­ки есть кар­ти­на народ­но­го худож­ни­ка А.К. Сыто­ва «Встре­ча на Эль­бе». Это впе­чат­ля­ю­щая ком­по­зи­ция с изоб­ра­же­ни­ем зна­ме­ни­то­го зам­ка Хар­тен­фельс и лику­ю­щих групп союз­ни­ков. После дол­го­го изу­че­ния архив­ных мате­ри­а­лов худож­ник нашёл фото, где груп­па рус­ских и аме­ри­кан­цев обме­ни­ва­лись авто­гра­фа­ми, имен­но этот сюжет и лёг в осно­ву ком­по­зи­ции кар­ти­ны. Цве­то­вое реше­ние отсы­ла­ет нас к кино­хро­ни­ке воен­ных лет. Основ­ной акцент А.К. Сытов сде­лал на лицах геро­ев и дета­лях воен­ной фор­мы, что поз­во­ля­ет зри­те­лям не про­сто уви­деть, но про­ник­нуть­ся атмо­сфе­рой исто­ри­че­ской встре­чи. Мы видим под­лин­ные лица людей. Кар­ти­на ста­ла заглав­ным про­из­ве­де­ни­ем выстав­ки «Диа­лог о мире и жиз­ни», кото­рая состо­я­лась в Нью-Йор­ке в пред­две­рии 50-летия Побе­ды.

Для худож­ни­ка Ю.А. Бирю­ко­ва вдох­но­ве­ни­ем стал подвиг моло­до­го Алек­сандра Про­хо­рен­ко, погиб­ше­го 17 мар­та 2016 года при испол­не­нии воин­ско­го дол­га в ходе боёв за Паль­ми­ру. Алек­сандр, нахо­див­ший­ся в тылу про­тив­ни­ка, был окру­жён бое­ви­ка­ми «Ислам­ско­го госу­дар­ства». Стар­ший лей­те­нант всту­пил в бой с тер­ро­ри­ста­ми, и не желая сда­вать­ся в плен, вызвал авиа­удар на себя. Вме­сте с герой­ски погиб­шим Про­хо­рен­ко были уни­что­же­ны и окру­жив­шие его бое­ви­ки. Идея напи­са­ния порт­ре­та воз­ник­ла сра­зу после ново­стей, когда по цен­траль­но­му теле­ви­де­нию пока­за­ли фото­гра­фию 25-лет­не­го пар­ня, геро­и­че­ски погиб­ше­го в Сирии. Камер­ный порт­рет Героя Рос­сии на фоне чисто­го голу­бо­го сирий­ско­го неба под­чёр­ки­ва­ет моло­дость про­сто­го рус­ско­го маль­чиш­ки, кото­рый про­жил корот­кую, но очень яркую жизнь, при­няв роко­вое, но един­ствен­но вер­ное реше­ние.

Так­же на выстав­ке пред­став­ле­на лако­вая мини­а­тю­ра гре­ков­ца И.М. Лебе­де­ва. Моло­дой худож­ник, взяв за осно­ву народ­ный про­мы­сел – мстёр­скую мини­а­тю­ру, созда­ёт уди­ви­тель­ные про­из­ве­де­ния пат­ри­о­ти­че­ской тема­ти­ки.

Осо­бое место в твор­че­стве воен­ных худож­ни­ков зани­ма­ет скульп­ту­ра. После Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны воен­ная тема посте­пен­но появ­ля­ет­ся в мону­мен­таль­ной скульп­ту­ре. Одним из сим­во­лов это­го направ­ле­ния ста­ли мону­мен­таль­ные скульп­ту­ры худож­ни­ка Сту­дии Гре­ко­ва Е.В. Вуче­ти­ча. Умень­шен­ная копия с его рабо­ты «Воин-осво­бо­ди­тель», уста­нов­лен­ной в Треп­тов-пар­ке в Бер­лине, гар­мо­нич­но впи­са­лась в общую тема­ти­че­скую кон­цеп­цию про­ек­та. Все­го на выстав­ке пред­став­ле­но 9 про­из­ве­де­ний мел­кой пла­сти­ки.

 

Студия Грекова