1954 г. | Холст, масло | 138х111
Среди первых значительных живописных работ Марата Самсонова картина "Сестрица", посвященная женщинам - участницам Великой Отечественной войны. Изобразив девушку-медсестру, несущую тяжело раненого бойца, художник достигает большого драматического накала. Болью, нестерпимым страданием пронизана фигура раненого. Сквозь огонь и дымное марево ночи идет медсестра по глубокому снегу. Суров и тревожен окружающий пейзаж. Примечательна и живописная палитра художника: холодная синева снега гармонирует с темно-лиловым ночным небом. В этом драматическом полотне художник воспел и прославил мужество безвестных героинь Великой отечественной войны.
1955 г. | Холст, масло | 135х172
Широкую известность приобрела картина Марата Самсонова «Саша Чекалин» о бессмертном подвиге юного героя. В октябре 1941 года 16-летний Саша Чекалин вступил в истребительный партизанский отряд, где успел прослужить чуть больше месяца. Однажды партизанский отряд устроил засаду немцам. Граната, брошенная Чекалиным, уничтожила машину, переполненную фашистами. В ноябре Саша заболел, и командир разрешил ему остаться в деревенской избе. Но нашелся предатель, который выдал юношу. Ночью в дом ворвались фашисты. Саша успел выхватить и бросить гранату, но она не взорвалась. Гитлеровцы повесили юношу на площади города Лихвин тульской области.
Художник изображает момент, когда, презрев смерть, юноша принял решение взорвать себя вместе с гитлеровскими палачами. Сжав в руке гранату, он приготовился к смертельной схватке с врагами, которые уже показались в проеме комнаты. Вся выпрямившаяся фигура Саши, пылающее гневом лицо передают состояние внутреннего напряжения, неистребимую ненависть к фашизму. Освещенная золотисто-желтым светом фигура юноши контрастирует с безликой массой - темными фигурами врагов. В этом произведении М. Самсонов правдиво раскрывает психологическое состояние своего героя, его горячий душевный порыв, желание отдать жизнь за Родину.
Звание Героя Советского Союза Александру Чекалину было присвоено в 1942 году
1987 г. | Холст, масло | 100х80
Полотно Марата Самсонова «Корабельный друг» повествует о жизни моряков. Будучи в командировке на одном из кораблей Черноморского флота, художник встретил очень интересного человека - судового кока. Им был ветеран, участник Великой Отечественной войны Павел Алексеевич Пичугин, большой весельчак, знавший бесчисленное количество забавных историй, он всегда был окружен многочисленными слушателями. Марата Самсонова привлекли в нем жизнерадостность, добродушие, остроумие. В командировке художник сделал натурные зарисовки кока и множество этюдных набросков моряков. А позднее в мастерской написал на основании собранного материала картину.
1985 г. | Холст, масло | 90х100
В 1973 году после смерти Николая Николаевича Жукова, Марат Самсонов становится на долгие годы художественным руководителем Студии военных художников имени М.Б. Грекова, а творчество его выходит на новый стилистический уровень, он занимается поиском нового изобразительного языка. В картине "Возрождение Сеятели)" М. Самсонов смело идет по пути художественных обобщений. В картине солдаты превращены художником в былинных богатырей. Это землепашцы, созидатели, с думой о вечном, непреходящем движении жизни, они сеют хлеб на истерзанной войной земле, мечтают о счастье, о детях, о новых мирных веснах. В этой картине Марата Самсонова зазвучал эпос народной борьбы за созидание. Это было современно, созвучно времени, художественно выразительно. Масштабность мышления, гармонично слитая с художественной формой, стала узнаваемым признаком картин большого мастера живописи.