Реставрация диорамы в Белгороде — самой большой в Европе | Студия Грекова

Реставрация диорамы в Белгороде — самой большой в Европе

13 мая 2021

С апре­ля это­го года бри­га­да под руко­вод­ством Ива­на Крив­шин­ко — худож­ни­ка Сту­дии име­ни М.Б. Гре­ко­ва, при­сту­пи­ла к рестав­ра­ци­он­ным рабо­там в Бел­го­ро­де на дио­ра­ме «Кур­ская бит­ва. Бел­го­род­ское направление».

Сюжет дио­ра­мы посвя­щён Про­хо­ров­ско­му тан­ко­во­му сра­же­нию, его живо­пис­ное полот­но явля­ет­ся самым боль­шим в Евро­пе. Оно пред­став­ля­ет собой холст раз­ме­ра­ми 15 мет­ров в высо­ту и 67 мет­ров в дли­ну. Рабо­та выпол­не­на в 1984 году худож­ни­ка­ми Сту­дии име­ни М.Б. Гре­ко­ва: Нико­ла­ем Бутом, Вик­то­ром Щер­ба­ко­вым и Ген­на­ди­ем Севостьяновым.

В госу­дар­ствен­ном кон­кур­се на про­ве­де­ние вос­ста­но­ви­тель­ных работ так­же побе­ди­ла Студия.

С момен­та созда­ния дио­ра­ма ни разу не реста­ври­ро­ва­лась, при­шло вре­мя почи­стить полот­но и пред­мет­ный план, обно­вить осве­ти­тель­ное обо­ру­до­ва­ние, что­бы выда­ю­ще­е­ся про­из­ве­де­ние худож­ни­ков-гре­ков­цев пред­ста­ло перед зри­те­ля­ми в сво­ем пер­во­здан­ном виде. 

 Рестав­ра­ция нача­лась с под­го­то­ви­тель­ных тех­ни­че­ских работ. Преж­де все­го надо было отре­мон­ти­ро­вать метал­ли­че­ские кон­струк­ции, на кото­рые кре­пит­ся све­то­от­ра­жа­ю­щая ткань, поз­во­ля­ю­щая рав­но­мер­но осве­щать живо­пис­ное про­из­ве­де­ние диорамы. 

На при­ве­ден­ные в поря­док кон­струк­ции было натя­ну­то новое полот­но, сши­тое в опре­де­лен­ной слож­ной гео­мет­рии из белой глян­це­вой син­те­ти­че­ской тка­ни, общей пло­ща­дью в 500 квад­рат­ных мет­ров. Новая ткань будет гораз­до луч­ше отра­жать свет про­жек­то­ров, осве­ща­ю­щих холст.

Руко­вод­ством Бел­го­род­ской обла­сти при­ня­то реше­ние рекон­стру­и­ро­вать Музей-дио­ра­му в соот­вет­ствии с самы­ми пере­до­вы­ми иде­я­ми, напол­нить его элек­тро­ни­кой, циф­ро­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, сде­лать мак­си­маль­но современным. 

Кон­цеп­ция раз­ви­тия Музея-дио­ра­мы вклю­чи­ла в себя новые интер­ак­тив­ные про­стран­ства, допол­нен­ную реаль­ность и вир­ту­аль­ные экспозиции.

Гла­ва реги­о­на Вяче­слав Глад­ков счи­та­ет, что Бел­го­род­ская дио­ра­ма долж­на стать луч­шим музе­ем стра­ны, инте­рес­ным преж­де все­го моло­до­му поколению.

Когда в Музее закон­чат­ся стро­и­тель­ные и мон­таж­ные рабо­ты бри­га­да под руко­вод­ством Ива­на Крив­шин­ко при­сту­пит к рестав­ра­ции само­го живо­пис­но­го полот­на: вос­ста­нов­ле­нию кра­соч­но­го слоя, уда­ле­нию поверх­ност­ных загряз­не­ний, устра­не­нию дефор­ма­ций хол­ста. Полот­но будет очи­ще­но от пыли как с внеш­ней, так и со внут­рен­ней сто­ро­ны. Пред­мет­ный план так­же будет избав­лен от пыли и «спи­сан» с хол­стом, то есть при­об­ре­тет цвет и тон изна­чаль­ной автор­ской живописи.

Пла­ни­ру­ет­ся, что рестав­ра­ция и рекон­струк­ция Музея-дио­ра­мы «Кур­ская бит­ва. Бел­го­род­ское направ­ле­ние» завер­шат­ся до кон­ца это­го года.

Иван Пет­ро­вич Крив­шин­ко родил­ся в 1979 году в Том­ске. Окон­чил живо­пис­но-педа­го­ги­че­ское отде­ле­ние Пен­зен­ско­го худо­же­ствен­но­го учи­ли­ща име­ни К.А. Савиц­ко­го и факуль­тет рестав­ра­ции живо­пи­си Рос­сий­ской ака­де­мии живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства Ильи Гла­зу­но­ва. С 2007 года рабо­та­ет в мос­ков­ской Сту­дии воен­ных худож­ни­ков име­ни М. Б. Грекова.

Сре­ди самых извест­ных его работ – рестав­ра­ция собо­ра свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра в Сева­сто­по­ле, хра­ма-пира­ми­ды свя­то­го Нико­лая в Сева­сто­по­ле, созда­ние ико­но­ста­са для Свя­то­ан­дре­ев­ско­го мор­ско­го кафед­раль­но­го собо­ра в Североморске.