+7 (495) 688-57-84

Художники Студии им. М.Б. Грекова прибыли в Пальмиру

20 июня 2016

В те рай­о­ны Сирии, из кото­рых уда­лось выбить тер­ро­ри­стов, воз­вра­ща­ют­ся мир­ные жите­ли. Люди нала­жи­ва­ют быт, пыта­ют­ся вос­ста­но­вить раз­ру­шен­ное. При­хо­дит в себя и Паль­ми­ра – древ­ний город, кото­рый при под­держ­ке рос­сий­ских Воз­душ­но-кос­ми­че­ских сил был осво­бож­ден в мар­те. Теперь в Паль­ми­ру при­е­ха­ли рос­сий­ские воен­ные худож­ни­ки из Сту­дии име­ни Гре­ко­ва. Им пред­сто­ит уве­ко­ве­чить опе­ра­цию по спа­се­нию антич­ных памят­ни­ков.

Час поле­та – и они на месте. Вер­то­лет с худож­ни­ка­ми из Моск­вы при­зем­ля­ет­ся на аэро­дро­ме в несколь­ких кило­мет­рах от древ­ней Паль­ми­ры. Под при­кры­ти­ем бой­цов сирий­ской армии гости въез­жа­ют в свя­тая свя­тых это­го архи­тек­тур­но­го памят­ни­ка — к под­но­жию зна­ме­ни­то­го амфи­те­ат­ра.

«Это колы­бель циви­ли­за­ции, это осно­ва той куль­ту­ры, кото­рая сей­час вырос­ла, это те самые исто­ки, та самая колы­бель — для меня как для худож­ни­ка это важ­но, как палом­ни­че­ство в Мек­ку», – гово­рит худож­ник Сту­дии воен­ных худож­ни­ков име­ни Гре­ко­ва Юрий Бирю­ков.

Себя они назы­ва­ют «гре­ков­цы» – то есть, авто­ры Сту­дии воен­ных худож­ни­ков име­ни Мит­ро­фа­на Гре­ко­ва. Юрий Бирю­ков лег­ким дви­же­ни­ем кисти ста­ра­ет­ся пере­дать всю кра­со­ту уце­лев­ших колонн.

«Сбы­лась меч­та мое­го дет­ства — ока­зать­ся здесь и писать, и любо­вать­ся этой кра­со­той. Но, к сожа­ле­нию, толь­ко вой­на поз­во­ли­ла ока­зать­ся здесь», – гово­рит он.

Вме­сте со сво­им кол­ле­гой по цеху Андре­ем Сибир­ским они объ­е­ха­ли все горя­чие точ­ки: сво­и­ми гла­за­ми сле­ди­ли за кон­флик­том в При­дне­стро­вье, наблю­да­ли обе чечен­ские вой­ны, ока­за­лись в Цхин­ва­ле в авгу­сте 2008 года. И всю­ду пыта­лись уви­деть самое глав­ное, не про­пу­стив ни дета­ли.

«Отоб­ра­жать муже­ство наших сол­дат, офи­це­ров – это наша рабо­та. Отоб­ра­жать реаль­ность бое­вых дей­ствий и бое­во­го быта, и бое­вой жиз­ни. Это потом пре­вра­ща­ет­ся в кар­ти­ны, кото­рые оста­ют­ся потом на века. Это вклад и в рус­ское изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство, и в то же вре­мя, запе­чат­ле­ние нашей исто­рии, наших тра­ди­ций. Ведь даже Поле­нов на Бал­кан­скую вой­ну ездил», – гово­рит Андрей Сибир­ский.

Все уви­ден­ное Андрей береж­но зано­сит “на каран­даш”. Оба худож­ни­ка – еще и фото­гра­фы. Во вре­мя экс­кур­сии, устро­ен­ной сирий­ски­ми воен­ны­ми, ста­ра­ют­ся не выпус­кать объ­ек­ти­вы из рук. Сей­час два горо­да, ста­рый и новый, пол­но­стью очи­ще­ны рос­сий­ски­ми взры­во­тех­ни­ка­ми от мин и рас­тя­жек. Отсту­пая, тер­ро­ри­сты ИГИЛ остав­ля­ли мно­же­ство опас­ных сюр­при­зов.

Сирий­ским вла­стям пред­сто­ит боль­шая рабо­та: в жилой части Тад­мо­ра не оста­лось ни одно­го уце­лев­ше­го дома. Ремон­ти­ро­вать при­дет­ся прак­ти­че­ски каж­дое зда­ние. Бое­ви­ки били по горо­ду из артил­ле­рии, наде­ясь пол­но­стью сте­реть его с лица зем­ли.

Рос­сий­ских худож­ни­ков при­вет­ству­ют бой­цы сирий­ской регу­ляр­ной армии. Бое­ви­ков уда­лось отбро­сить от Паль­ми­ры на несколь­ко десят­ков кило­мет­ров. В жилые квар­та­лы посте­пен­но начи­на­ют воз­вра­щать­ся мест­ные жите­ли. Мухам­мед Аль­ха­рир вме­сте с детьми толь­ко что вер­нул­ся из Хом­са. Целый год они спа­са­лись от вой­ны у род­ствен­ни­ков.

«Ров­но год назад мы побе­жа­ли отсю­да, когда ДАИШ зашли сюда и хоте­ли убить меня, пото­му что я рабо­таю на госу­дар­ствен­ной рабо­те, я пре­по­даю в шко­ле, и моя жена тоже там рабо­та­ет. Они хоте­ли убить нас, поэто­му мы сели на свою маши­ну и побе­жа­ли в Хомс», – рас­ска­зы­ва­ет он.

От скром­ной двух­ком­нат­ной квар­ти­ры оста­лись лишь сте­ны: бое­ви­ки-маро­де­ры вынес­ли всю тех­ни­ку, мебель, а потом раз­би­ли окна и две­ри.

Рабо­ты нет, и что­бы хоть как-то про­кор­мить семью, Мухам­мед вынуж­ден тор­го­вать – про­дук­ты пита­ния сей­час в ходу. Все эти рас­ска­зы наши худож­ни­ки фик­си­ру­ют на дик­то­фон и фото­ап­па­ра­ты, что­бы уже в Москве в крас­ках опи­сать зарож­де­ние жиз­ни в после­во­ен­ной Паль­ми­ре на несколь­ких хол­стах.

Источ­ник: Пер­вый Канал