Живописец
Народный художник СССР
(1929 – 1993)
Родился в Новошахтинске Ростовской области. С 1945 по 1950 год учился в средней художественной школе при Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова. В 1961 году окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова
С 1964 года работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова
Член Союза художников СССР (1964)
Заслуженный художник РСФСР (1973), народны художник РСФСР (1979), народный художник СССР (1985)
Награждён: золотой медалью имени М.Б. Грекова (1968), серебряной медалью (1970), золотой медалью Академии художеств СССР (1976), орденом «Знак Почёта», медалью «За трудовое отличие», орденом Народной Республики Болгарии I степени
Лауреат премии имени Вита Неедлы (ЧССР) за работу над интернациональной темой
Государственные награды: премией Украинской ССР имени Т.Г. Шевченко (1979)
1994–1997 гг. | Холст, масло | 129х129
⠀
Весна Победы! Какая радость солдата, прошедшего дорогами войны! Приходит осознание, что не гремят снаряды, не свистят пули… Солдат, лежа под цветущим фруктовым деревом, радуется голубому небу, весеннему солнцу, мечтает о счастье мирной жизни, о любви и простых человеческих радостях …
2005 г. | Холст, масло | 140х250
⠀
Художник увидел фотографии со свадьбы своего друга, и казалось ничего не надо было сочинять. Но уже в процессе работы шла большая коррекция, чтобы зрителю хотелось продолжить диалог с художником.
В каждом поселке можно встретить ребят-десантников, изображенных Данилевским на картине, застывших перед фотокамерой, где каждый хочет быть таким, как внутренне себя представляет. Для убедительности художник и себя в десантной майке ставит среди гостей. И женщина с авоськой — такой неприметный типаж, присутствующий на каждой сельской свадьбе, местный наблюдатель.
В итоге эта картина — собирательная композиция, авторская легенда, основанная на множестве наблюдений. Детали и типажи на картине менялись много раз; и все это для того, чтобы заинтересовать зрителя, дать ему по-новому увидеть и себя и этих современных защитников Отечества.
2008 г. | Холст, масло | 105х270
⠀
Балаклавская бухта — одна из бухт, расположенных в пределах административной территории города Севастополя. На берегах бухты расположен древний город Балаклава.
23 июня 1773 года турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2‑мя русскими кораблями “Корона” и “Таганрог”, и после 6 часов сражения турецкие корабли, полностью разгромленные — отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.
В 1787 году Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава — это ключ к Крыму и распорядилась обустроить здесь военные укрепления.
2019 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Мессинское землетрясение произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. Природный катаклизм разрушил города Мессина, Реджо-ди-Калабрия и Пальми. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Первыми в Мессину прибыли корабли Гардемаринского отряда Балтийского флота броненосцы «Цесаревич» (командир — П. Я. Любимов), «Слава» (командир — Э. Э. Кетлер), броненосный крейсер «Адмирал Макаров» (командир — В. Ф. Пономарёв) и чуть позже — бронепалубный крейсер «Богатырь». Российские корабли входили в учебный отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова, совершавший плавание по Средиземному морю, и в момент землетрясения находились в порту Аугуста на Сицилии.
Через несколько часов после русских прибыли корабли Средиземноморской эскадры Королевского флота Великобритании. Моряки участвовали в разборе завалов, открыли походную кухню, на кораблях доставляли раненых в другие города. В дальнейшем помощь приходила из многих стран.
9 мая 2012 года в Мессине установлен бронзовый памятник русским морякам, который изображает матросов, спасающих людей из-под развалин.
2019 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
В ходе Парада Победы по Красной площади прошла механизированная колонна ракетных войск стратегического назначения.
На брусчатке ракетные комплексы «Ярс». Данные комплексы обладают возможностью скрытного рассредоточения на больших территориях, способны преодолеть все существующие и перспективные системы противоракетной обороны.
Ракетные соединения с комплексами «Ярс» — это основа мобильной группировки ядерных сил России.
2014 г. | Холст, масло | 150х200
⠀
Младший лейтенант Виктор Кондратьев командовал взводом. Во время боя нужно было пройти по полю через шквал огня, но атака захлебнулась перед заграждением из колючей проволоки. Девятнадцатилетний парень должен был отдать приказ кому-либо из подчинённых: пройти и поднять колючую проволоку, чтобы под ней прополз взвод. Кого выбрать из таких же молодых и крепких парней? Кого отправить на неминуемую смерть? Недолго думает светлая возвышенная душа, и как один из многих, Кондратьев отдает свою жизнь, совершая великий подвиг спасения души. Младший лейтенант принял решение — сам поднял проволоку и погиб, а взвод прошёл и уничтожил врага.
2020 г. | Холст, масло | 250х150
⠀
По разным подсчётам, в Красной армии служили от 600 тысяч до миллиона женщин. Они были медсестрами и санинструкторами, разведчицами, связистками, летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, снайперами. Более 90 из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
Женщины теряли родных и близких, гибли их дети, многие из оставшихся в тылу становились вдовами. Женщины, находившиеся в тылу, работали у станков по 12–16 часов в сутки, рыли окопы, шили одежду для бойцов, вязали варежки. Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили.
На картине “В землянке” Андрей Юрьевич Дроздов показал минуты передышки, отдыха, когда девушки, вчерашние школьницы, мечтают о любви, вспоминают о мирной жизни и поют свои любимые песни.
2011г. | Холст, масло | 150х200
⠀
Танковую колонну на марше Александр Ананьев увидел, будучи на учениях. Художник узнал, что на марше наши танки поворачивают башню слегка вправо и задирают ствол орудия вверх. В таком положении машины можно увидеть каждый год на параде 9 мая, но оказывается — это нормальное походное положение.
Задранный к верху ствол и повернутая башня нужны, чтобы не мешать мехводу. В современных машинах пушка находится над люком механика-водителя и не позволяет тому высунуться из люка, если эту самую пушку не убрать. В таком положении башня стопорится. А вот поворот башни именно вправо осуществляется дабы колонна не мешала встречному движению.
И дополнительная причина: в случае резкого торможения впереди идущей машины, следующая не уткнется в нее стволом. Также это позволяет сократить дистанцию между машинами в колонне.
2017г. | Холст, масло | 150х300
⠀
Арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота начался 3 сентября 2013 года. За время похода корабли отряда преодолели более 4000 морских миль, действовали в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях. Впервые в истории России в Арктике была проведена уникальная операция, в которой для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот России — тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота “Пётр Великий” и четыре атомных ледокола Госкорпорации “Росатом” — “Ямал”, “Вайгач”, “50 лет Победы” и “Таймыр”.
1996 г. | Холст, масло | 130х120
⠀
Картина оригинальна своим композиционным настроением. Знаменитый корабль художник изображает “крупным планом”. Он как бы надвигается на зрителя всей своей массой, создавая ощущение непобедимого могущества. Такой прием художника вполне оправдан созданным впечатлением. Удачнно и цветовое решение, обобщенное, но достаточно яркое, чтобы придать ощущение сказочности реально существовавшему кораблю русского флота.
1988г. | Холст, масло | 145х95
⠀
Именем Александра Ананьева в Студии имени М.Б. Грекова продолжилась очередная творческая династия. Вместе с отцом Михаилом Ананьевым в первые годы работы он приобщился к диорамному искусству, но в дальнейшем отдавал предпочтение станковой картине.
Выразительна и ярко-декоративна в цикле армейского спорта картина “Парашютистки (Королевы неба)”. Три девушки, окутанные яркими парашютными шелками, представлены художником как три Грации, как богини, сошедшие с неба на землю. Своеобразный ретро-взгляд художника, смелое смешение эпох, парашют, превращенный в поистине королевское одеяние, придает праздничному настрою картины интересное двойное прочтение.
2014 г. | Холст, масло | 150х200
⠀
Нет такого художника в России, которого бы оставил равнодушным Севастополь — этот удивительный город с синими бухтами и затаившимися на берегу грозными батареями, парадами боевых крейсеров и зелеными бульварами, между которыми возвышаются мемориалы, напоминающие о былых сражениях и победах.
9 мая 1944 года начался штурм уже города нашими войсками. Части 13-го корпуса вышли к Северной бухте. Чтобы форсировать ее бойцы в качестве плавательных средств использовали…гробы, в избытке заготовленные немецкими интендантами. На Графскую пристань первыми ворвались черноморские моряки. Хотели водрузить красный флаг, но его не оказалось, в спешке забыли изготовить. Недолго думая один из матросов стянул с себя форменку…и над Графской пристанью взвилась морская тельняшка – символ русского флота
2015 г. | Холст, масло | 85х160
⠀
После распада СССР космодром «Байконур», с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России.
Впервые ракета “Ангара” стартовала 9 июля 2014 г. с Плесецка в легком варианте. Полет “Ангары‑1.2ПП” (ПП — первый пуск) проходил по баллистической траектории над территорией России: через 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью упал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка, преодолев расстояние в 5,7 тыс. км. Второй запуск состоялся 23 декабря 2014 г.: в первый испытательный полет отправилась ракета тяжелого класса “Ангара-А5” с неотделяемым макетом космического аппарата, установленным на разгонный блок “Бриз‑М”. Макет спутника был выведен на орбиту высотой 35 тыс. 800 км.
Впоследствии основной стартовой площадкой для ракет- носителей семейства “Ангара” станет космодром “Восточный”, строящийся в Амурской области.0свк.
1986г. | Холст, масло | 110х210
⠀
Командировки Александра Капитоновича Сытова на Дальний Восток и Камчатку, в отдаленные воинские гарнизоны очень много дали художнику, — там, на дальних рубежах, по-иному представляются Отечество и ответственность людей, которые стоят на его защите.
В картине “Между вахтами” ощущается стремление художника передать глубокий смысл того, что составляет ратные и трудовые будни людей. Мощь флагманских кораблей подана Сытовым на контрасте с мальчишками, нашими соотечественниками, вчерашним школьникам, которым подвластно управлять этой сложнейшей современной техникой.
2009 г. | Холст, масло | 118х166
⠀
Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром I — один из старейших и элитных полков русской армии. Общепринятое мнение гласит, что его марш был создан ещё при жизни Петра I неизвестным композитором.
Марш стал общим для всей русской армии. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. К концу XIX в. Преображенский марш, в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка, стал главным маршем Российской империи. В России этот марш до 2012 года исполнялся на параде 9 мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы русской императорской армии, стала фоном к символу нашей великой Победы.
В этой связи марш Преображенского полка стал звучать для художника не только как исторический воинский музыкальный образ, но и как знак преображения народа мирного в народа-воина. С этим настроением Алексей Иванович Федоров и писал эту картину.
1989 г. | Холст, масло | 184х162
⠀
Ленинград — родина художника Адольфа Алексеева, его дед и бабушка не пережили блокаду.
Прообразом этой картины послужила героическая женщина — Авдотья Назарова, бабушка жены художника, которая увидев, как разрушают храм и выкидывают из него иконы, спасла их и с огромным риском сохранила в своем доме.
На картине ленинградка стоит на фоне Адмиралтейства и смотрит вслед уходящим на фронт защитникам города.
2013 г. | Холст, масло.| 100х150
⠀
Спецпоезд «Байкал» – самый ходовой из подобных ему поездов Оперативной группы железнодорожных войск в регионе.
Основная задача «Байкала» – охрана и сопровождение воинских эшелонов Оперативной группировки войск в Северо-Кавказском регионе. Спецпоезд всегда первым идет по маршруту Ханкала – Моздок и обратно. В случае необходимости «Байкал» всегда готов прийти на помощь тем, кто следует за ним и находится под его охраной.
Так было в июне 2004 года, когда на взрывном устройстве, установленном боевиками на перегоне Алпатово ‑Ищерская, подорвалась платформа зенитных установок спецпоезда «Амур». «Байкал» прибыл на место в считанные минуты после взрыва. Специалисты восстановительного взвода спецпоезда оперативно отремонтировали поврежденный участок. «Амур» в сопровождении «Байкала» в строго назначенное время прибыл на станцию Моздок.
2011 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Картина написана художником Студии Андреем Сибирским по итогам командировки в Каспийскую флотилии.
Морской десант — специально назначенная группировка сил морской пехоты или сухопутных войск, которая высаживается (десантируется) на защищаемый противником участок побережья и предпринимает наступательные действия с моря на сушу.
2015 г. | Холст, масло | 100х120
⠀
В 1997 году Андрей Вениаминович Сибирский — художеник студии имени М.Б. Грекова был направлен в Чечню, где ходил по горным тропам с разведчиками, в рейды с мотострелками. Был представлен к награде за помощь в спасении раненого, оказанную непосредственно в бою. После первой Чеченской войны был Таджикистан, затем вторая Чеченская компания. И везде художник рисовал без устали. Альбом, как полевой планшет, казалось, сросся с его телом и душой. Из командировок он привозил поразительные по точности, согретые любовью портреты солдат и офицеров, сделанные с натуры зарисовки боевых ситуаций и солдатского быта. Возвращаясь в Москву, в свою мастерскую в Студии, он пишет картины маслом на холсте, пытаясь передать в живописи те чувства, которые трудно высказать словами: “Чечня. На задание”, “В сопровождении”, “Задание выполнено, Ханкала”, “Блокпост у станицы Асиновская”, “Блокпост в Грозном”.
2015 г. | Холст, масло | 100х200⠀
⠀
Цемесская бухта (также Новороссийская бухта) — Незамерзающая бухта в северной части российского побережья Чёрного моря. Вторая по значению бухта в российской акватории черноморского бассейна после Севастопольской бухты. В состав Российской империи бухта вошла в 1829 году, после очередной русско-турецкой войны. С тех пор активно используется для военных, торговых и пассажирских нужд региона. В хорошую погоду (с марта по ноябрь) подходит для стоянки кораблей всех классов.
1978 г. | Холст, масло | 150х110
⠀
Есть в творчестве Вениамина Сибирского картины, которые при всей их принадлежности военно-патриотической теме, несут настроение более мирное и лирическое. Такова картина “Хлеб” с ее ностальгической нотой по недавнему советскому прошлому. На фоне комбайна “Нива” изображены двое скромных русских парней-солдат, увенчанных золотистыми венками из колосьев, с огромным караваем в руках. Горячий, насыщенный красный цвет в картине в сочетании с богатой палитрой золотистых тонов создает атмосферу залитого полуденным солнцем августовского дня. Из этого солнечного сплетения красок рождается чистая и светлая песня во славу труда.
1996г. | Холст, масло | 142х184
⠀
Большой исторический̆ интерес представляет картина В.М. Сибирского “Главкомы союзнических армий стран антигитлеровской̆ коалиции в Берлине. 1945 год”, где изображены не только портреты выдающихся полководцев и политиков Второй̆ мировой̆ войны — Монтгомери, Эйзенхауэр, Жуков и Латра де Тассиньи, но и точно передана атмосфера времени, наполненного надеждами на новые взаимоотношения между народами тех стран, которые победили фашизм.
2019 г. | Холст, масло | 100х150
Тишина в самом центре Москвы такая, что даже на фоне боя курантов слышно пение птиц. Замерев у вечного огня в Александровском саду, стоят суворовцы.… Каждый из них мечтает быть похожим на сильных и мужественных людей, избравших своей профессией служение Родине. Вспоминают своих дедов-ветеранов, победивших в Великой Отечественной войне…
В Могиле Неизвестного Солдата покоятся останки красноармейца, обнаруженного в 1966 году под Зеленоградом. Прах доставили в столицу в декабре того же года и с почестями захоронили в присутствии маршалов Г.К.Жукова и К К.Рокоссовского. Вечный огонь, знаменует собой торжественную память народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины…
2012 г. | Холст, масло | 100х140
Когда смотришь на МиГ-31 в реальности, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе, но 31‑й на 5 м длиннее и в два раза тяжелее.
Эту величавую птицу сконструировали в 1970‑е годы, а одним из ее «отцов» был знаменитый Глеб Лозино-Лозинский — творец «Бурана». И это не случайно — МиГ-31 гораздо ближе к космосу, чем все другие боевые самолеты. Принятому на вооружение в 1977 году всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия предстояло работать в диапазоне высот от предельно малых до стратосферы (20 000 м и более).
Большой практический потолок потребовался для того, чтобы, во-первых, иметь возможность стремительно перемещаться на крейсерском сверхзвуке (2500 км/ч) в относительно экономичном режиме и, во-вторых, иметь как можно больший обзор для поиска целей.
Главной задачей МиГ-31 стало прикрытие наших обширных арктических территорий от атаки дозвуковых крылатых ракет, в том числе от низколетящего типа «Томагавка». Для борьбы с воздушными целями самолет оснастили четырьмя управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух-воздух» Р‑33.