2019 г. | Холст, масло | 200х250
2021 г. | Холст, масло | 100х150
2017 г. | Холст, масло | 150х300
2018 г. | Холст, масло | 135х115
2020 г. | Холст, масло | 100х150
2021 г. | Холст, масло | 100х150
2021 г. | Холст, масло | 150х200
2022 г. | Холст, масло | 6180х200
2021 г. | Холст, масло | 100х150
2008 г. | Холст, масло | 180х270
2016 г. | Холст, масло | 150х200
2022 г. | Холст, масло | 140х180
2022 г. | Холст, масло | 200х200
2022 г. | Холст, масло | 80х120
2021 г. | Холст, масло | 120х170
2021 г. | Холст, масло | 170х280
2021 г. | Холст, масло | 150х200
2021 г. | Холст, масло | 200х350
2021 г. | Холст, масло | 100х150
2021 г. | Холст, масло | 130х230
2009 г. | Холст, масло | 320х400
2021 г. | Холст, масло | 130х190
2014 г. | Холст, масло. | 70х100
1991 г. | Холст, масло | 99х119
В 1936 году Адольф Алексеев переехал с матерью из Ленинграда в Москву на улицу недалеко от Бородинского моста. Когда началась война, будущему художнику было всего 7 лет, но палитра его детской эмоциональной памяти навсегда запомнила суровые годы, в которые Москва готовилась к бою за сердце Родины. На этой картине воплощены пережитые художником яркие детские впечатления тех трудных дней, которые запомнились Адольфу Алексееву на всю жизнь. “Дети войны” — так сейчас принято называть то поколение.
С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. У них не было времени на детство, они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
Картина Адольфа Евгеньевича Алексеева “У Бородинского моста” — одна из серии “Москва 1941 год”, за которую он был награжден Серебряной медалью Академии художеств СССР.
2021 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Сытый голодному не товарищ! Война войной, а обед по расписанию! — так шутили солдаты на войне.
Прием пищи во время войны был важен для солдат: не только тем, что позволял насытиться, — это был и краткий отдых, и возможность поговорить с сослуживцами. Эти недолгие минуты были мимолетным возвращением к мирной жизни.
Советская полевая кухня была настоящим стратегическим объектом времён ВОВ. Около неё всегда кипела жизнь, повара были на вес золота, продовольственные обозы пользовались особой защитой. А кулинары пользовались особым уважением. Им приходилось работать в разных условиях: перебои в поставках продуктов, воздушные налёты и артиллерийские обстрелы, порой повара и военные кухарки сами носили обеды на передовую — в окопы и блиндажи. А ведь надо было ещё кормить и голодающих мирных жителей в освобождаемых Красной Армией деревнях и городах, разорённых и сожжённых немцами.
2021 г. | Холст, масло | 90х140
⠀
22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война – самая страшная война в истории нашей страны. Чудовищное противостояние поглотило все силы страны без остатка. Мужчины, за малым исключением, ушли на фронт, их место за станками заняли женщины и дети. Но война была настолько страшной, что вскоре, вслед за мужчинами, на фронт ушли и женщины, вступив в бой плечом к плечу со своими отцами, мужьями и братьями. За весь период Великой Отечественной на фронт отправился почти миллион советских женщин, и многие из них уже не вернулись.
Коллективы многих литейных цехов более чем на половину обновились за счет женщин, быстро освоивших профессии формовщиков, плавильщиков, сталеваров. В условиях постоянных бомбежек и артиллерийских обстрелов работники литейного производства сделали все, что требовалось для организации активной обороны в июле – сентябре 1941 г. на Московском, Ленинградском, Киевском и других направлениях.
1982 г. | Холст, масло | 100х145
⠀
“Дети войны” — так сейчас принято называть то поколение. В картине “Москва. Окружная. 1941 год” воплощены пережитые художником яркие детские впечатления тех трудных дней, которые запомнились Адольфу Алексееву на всю жизнь.
С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
Образ Великой Отечественной войны в картине А. Алексеева “Москва. Окружная. 1941 год” передан художником через напряженное ожидание предстоящей битвы. Городской пейзаж воспроизводит нашу столицу такой, какой на была в 1941 году: фронтовой, готовой к бою. Главным в живописном решении картины являются черный и белый цвета. Автор избирательно подходит к палитре, тем самым подчеркивая графичность живописных форм.
За эту картину Художник А. Алексеев получил Серебряную медаль Академии художеств СССР.
1966 г. | Холст, масло | 110х200
⠀
Народный художник РФ Михаил Ананьевич Ананьев посвятил свою картину героям из 316‑й дивизии генерала Панфилова. Данное произведение повествует о 11-ти саперах 1077-го полка под командованием лейтенанта Фирстова, которые знали, что помощи не будет, не будет контратак, не будет подкреплений. Они знали, что это их последний бой.
11 саперов в ноябре 1941 года смогли на пять часов задержать продвижение к Москве двух десятков немецких танков и сотен гитлеровских солдат. Чем дали возможность своему полку отойти за запасные позиции и продолжить сражение.
Отход полка должны были обеспечивать три группы прикрытия. На центральном направлении прикрывать отход было поручено взводу саперов младшего лейтенанта Петра Фирстова. 11 человек — это все, что осталось от взвода на тот момент.
О судьбе саперов лейтенанта Фирстова в ноябре 1941 года в 1077‑м полку так и не узнали. Было понятно только одно — они выполнили поставленную боевую задачу, задержав противника на достаточное время.
Подвиг стал известен в июне 1942 года после наступления, когда у деревни Строково в мае месяце было вскрыто захоронение, в котором оказались тела 10 советских солдат, а жители деревни рассказали о подробностях боя. Оказывается, одному из саперов, Глебу Ульченко, все-таки удалось выжить. Его спрятали и выходили местные жители.
Летом 1942 года командование представило всех участников боя у деревни Строково к присвоению звания Героев Советского Союза (посмертно), а погибших саперов – орденом Ленина. Это единственный случай в Великую Отечественную войну, когда сразу целый взвод саперов был награжден высокой правительственной наградой.
2019 г. | Холст, масло | 120х80
⠀
Конев Иван Степанович (1897–1973) — Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза.
Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам – звание солдатского маршала.
И.С. Конев был известен как большой знаток тактики, обладал умением видеть в военном деле новое, отвергал шаблонные подходы. Был деятельным, энергичным, прямолинейным, не любил тратить время попусту. Свободные часы посвящал чтению книг.
Весной 1941 г. Конев начал формирование 19‑й армии. В начале Великой Отечественной войны главные силы 19‑й армии вступили в боевые действия в июле 1941 г. в районе Витебска. Затем армия Конева отличилась в Смоленском сражении. 11 сентября 1941 г. Конев получил приказ о присвоении ему звания «генерал-полковник», а 12 сентября – о назначении командующим Западным фронтом.
2015 г. | Холст, масло | 120х160
⠀
В каждом городе Европы есть часы на главной площади. На картине “Военное время” художник Илья Михайлович Лебедев изобразил советского солдата-освободителя Европы от фашизма, заводящего часы в городе Европы, как бы запускающего Новое время, время созидания и перспектив для всего человечества.
2015 г.| Холст, масло | 100х120
Заслуженный художник Валерий Анатольевич Мокрушин использовал много изобразительных средств при написании картины “Летят журавли”, — здесь нет боев и разрушенных городов. Мы видим личную трагедию каждого человека, втянутого в эту кровопролитную войну.
Клин журавлей, пролетающих в небе несёт в себе символ надежды на то, что скоро закончатся мучения и скитания, продолжится жизнь.
2006 г. | Холст, масло | 150х120
⠀
Благодаря развитой сети наблюдения оповещения и связи самолеты противника были замечены задолго до подхода к Москве. Активная работа ПВО расстроила боевые порядки немцев, которые прорывались к цели поодиночке и мелкими группами по 3, 6, 9 машин. В итоге сбросить бомбы на главную цель – объекты на территории Москвы смогли менее половины немецких самолетов, остальные были вынуждены отступить. Более 20 машин было сбито – такой процент потерь (10%) оказался очень высоким.
Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943. С лета 1943 года и до лета 1944 над Москвой появлялись лишь одиночные самолеты-разведчики, действовавшие на огромных высотах – до 14 километров. Постоянно возраставшая плотность ПВО и характеристики самолетов, защищавших Москву, не оставили немцам возможностей продолжать налеты на город. С лета 1944 года прекратились и полеты разведчиков – отодвинувшийся на запад фронт сделал столицу недоступной для немецкой авиации.
В битве за московское небо участвовали лучшие пилоты СССР – включая легендарных летчиков-испытателей – Петра Стефановского, Марка Галлая, Константина Коккинаки и других. Одним из самых известных защитников Москвы стал младший лейтенант Виктор Талалихин – 7 августа 1941 года на своем истребителе И‑16 таранивший бомбардировщик противника. Всего Талалихин сбил 6 неприятельских бомбардировщиков до того, как 27 октября 1941 года погиб в воздушном бою над Подольском.
Для немецкой авиации битва за Москву стала тяжелейшим ударом. Многие бомбардировочные соединения потеряли свыше 70% своего состава и уже никогда не смогли восстановиться до штатной численности. Фактически, налеты на Москву стали последней стратегической воздушной операцией, которую попытались осуществить Люфтваффе в ходе Второй Мировой войны.
2019 г. | Холст, масло | 120х80
За 87 лет существования Студии военных художников имени М.Б. Грекова художниками разных поколений было написано немало портретов Маршала Победы.
Летом 1914 г. началась Первая мировая война и 19-летнего Георгия Жукова в августе 1915 г. мобилизовали в армию. Воевал он храбро, но недолго – всего два месяца: в сентябре во время конной атаки получил лёгкое ранение, а в октябре подорвался на мине и с тяжёлой контузией был отправлен в госпиталь.
В начале 1918 г. Георгий вступил в Красную армию, где сражался под Уральском, Бугульмой, Уфой против уральских казаков, действовавших в составе войск адмирала А.В. Колчака, позже – против врангелевских войск.
В мае 1939 г. японские захватчики напали на дружественную нам Монголию. В район Халхин-Гола был направлен комдив Жуков, который вскоре был назначен командовать 57‑м особым корпусом. За отлично проведенную операцию по уничтожению противника комкор Жуков был удостоен высокого звания Герой Советского Союза, а 4 июня 1940 г. ему было присвоено высокое воинское звание генерал армии.
Наиболее полно и ярко полководческий талант, и организаторские способности Г.К. Жукова раскрылись в ходе Великой Отечественной войны, где он занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, Заместителя Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР. В послевоенное время занимал пост Главкома Сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами.
Полководец Георгий Жуков полностью соответствовал своему времени – он был жестким, волевым, бескомпромиссным. Он имел редкий дар полководца и аналитический ум, который мог на много ходов вперед просчитать действия вражеской армии. В памяти потомков Георгий Жуков навсегда останется маршалом Победы.
1941 г. | Холст, масло | 160х230
⠀
При контрнаступлении под Москвой роль кавалерии оказалась очень велика. В общей сложности кавалерия составляла 20—25 % всех советских войск. Причем она была усилена тяжелыми пулеметами и минометами.
Советская кавалерия в этой лесистой местности действовала храбро, с большим искусством и хитростью. Она блокировала дороги, уничтожала линии коммуникаций, взрывала мосты и то и дело нападала на колонны тылового обеспечения, безжалостно их уничтожая.
Как это ни кажется странным, но именно лес позволил кавалерии успешно наступать. На открытой местности немцы косили ее из стрелкового оружия. Ничего кавалерия не могла поделать в открытом бою с танками. Но вот в лесу немецкой техники и пехоты не было, что позволяло коннице Красной армии проходить до 15—20 км в день.
1984 г. | Холст, масло | 135х175
⠀
Картина “Лихолетье”, написанная Николаем Сергеевичем Присекиным в 1984 году, является своего рода нервом, который пронизывает все творчество художника. На холсте черное от дыма пожарищ небо, каким оно было в первый год Великой Отечественной войны. На степной дороге лишь разбитая ударом авиабомбы повозка, убитая лошадь и рядом с ней жеребенок, замерший в крайнем напряжении всех чувств и сил. В глазах его застыл смертельный ужас. Кажется, все безмерное горе и все страдания войны сфокусированы в этом образе.
1988 г. | Холст.масло | 163х174
⠀
Виктор Псарев создал ряд портретов своих великих современников из серии “Сыны России”. Особо следует выделить портрет-картину “Портрет В.М. Шукшина”, актера, кинорежиссера, писателя, биография которого трагически оборвалась в самый расцвет карьеры. Его литературная и кинематографическая деятельность оставила глубокий след в сердцах людей и навсегда вписала имя Василия Шукшина в историю российской культуры.
Проникновенно и с большой любовью написал художник своего земляка по Алтайскому краю, замечательного русского человека, актера, так ярко сыгравшего солдата-труженика войны. Этот образ столь выразительный своей человеческой ранимостью, жизнелюбием и одновременно крепостью духа, открывает нам мировоззрение художника-патриота.
1995 г. | Холст, масло | 103х151
⠀
На картине “Натюрморт с калиной” чугунная эмблема ХIХ века с символом Москвы, за которой скрещены старинные русская и немецкая сабли, рядом поминальная лампада, крест и гроздья калины на белой смертной рубахе, которые одевали наши предки перед боем. Все это написано на фоне стены простой бревенчатой избы, где жило не одно поколение людей, память о которых хранят эти предметы. Калина красная — это народный символ крови, жертвенности, силы и духовной победы. Об этом символе напоминал нам в своем фильме “Калина красная” великий Василий Шукшин.
1990 г. | Холст, масло | 161х121
⠀
Художник Юрий Федорович Усыпенко в своей картине “Демонтаж ракеты” правдиво отображает ситуацию в стране и армии в 1990‑е годы.
С приходом к руководству СССР М. С. Горбачева был положен процесс постепенных уступок США и НАТО в вопросах сокращения всех видов вооружений, включая и ядерные. Кризис власти сказался на состоянии как Вооружённых Сил СССР в целом, так и на РВСН в частности. К началу 1990‑х годов около 40 % всех МБР, находившихся на боевом дежурстве, относилось к устаревшим ракетам второго поколения и нуждалось в замене. Поступление на вооружение новых образцов замедлялось. Только треть дивизий успела получить современные на тот момент ракетные комплексы «Тополь».
Заключённый в июле 1991 года договор США и СССР о 50 % сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1), установил пределы для сторон на общее число носителей ядерного оружия в 1600 единиц, в которых могло быть не более 6000 ядерных боезарядов. Было ограничено количество боевых блоков на МБР и общий суммарный забрасываемый вес ракет. По договору было запрещено создавать новые типы тяжёлых МБР, мобильных пусковых установок для имеющихся тяжёлых ракет и установок для скоростной перезарядки пусковых установок МБР.
США удалось навязать СССР ограничения на количество неразвёрнутых межконтинентальных баллистических ракет мобильного базирования и их пусковых установок. Количество ракет для мобильных установок было ограничено для СССР до 250, из числа которых 125 для боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Количество мобильных установок было ограничено до 110 и 18 для БЖРК.
1992 г. | Холст, масло | 80х121
⠀
Одной из самых популярных картин послевоенного периода была работа Федора Павловича Усыпенко “Ответ гвардейцев-минометчиков”. Действия прославленных “катюш” он изобразил общим планом, не акцентируя внимание на людях, и таким образом создал особый героический образ техники войны. Художник сам был свидетелем первого залпа этих знаменитых минометов.
Завораживающая внимание зрителя картина живого боя усиливается достоверным военным пейзажем. Историческая достоверность изображаемых военных действий стала характерной чертой большинства известных полотен Ф.П. Усыпенко.
2012 г. | Холст, масло | 90х70
⠀
7 мая 1895 г. Александр Степанович Попов впервые представил своё изобретение на заседании Русского физико-химического общества, где выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. 7 мая отмечается в России как День радио.
Изобретение Попова сразу же было использовано военными. Работы по внедрению радиосвязи в русском военно-морском флоте производились при участии самого изобретателя радио.
2020 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Художник Студии Сергей Трошин лично присутствовал на учениях, где грунтовой ракетный комплекса “Ярс” впервые переправили через реку.
По замыслу операции, ударами с воздуха и действиями условных диверсантов уничтожались объекты позиционных районов и элементы дорожной сети, в первую очередь — мосты через глубоководные притоки реки. Дублирующих мостов, обеспечивающих пропуск тяжелой крупногабаритной техники, в данных районах не существовало, для наведения переправ применялись современные понтонно-мостовые парки… Операция такого масштаба с наведением моста для крупногабаритной техники грузоподъемностью свыше 100 тонн была проведена впервые.
1963 г. | Холст, масло | 60х60
⠀
Народный художник Российской Федерации Ананьев Михаил Ананьевич, плодотворно работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1955 года. Он старший из трех поколений Ананьевых в Студии. Фронтовик, закончивший Вторую мировую войну на сопках Манчжурии, он жил военной темой, и главные свои работы посвящал пережитому, открывал многочисленные выставки в войсках и военных училищах.
Традиционно все выставки М.А. Ананьева начинались с картины “Портрет космонавта №1 — Юрия Гагарина”. Это одно из лучших произведений художника, написанное им одномоментно с натуры, непосредственно в Звездном городке.
Обаяние и улыбка Гагарина, яркая человеческая харизма покоряли всех, кому приходилось с ним общаться. Первый человек в космосе стал лицом нашего государства, достойно представляющим его на международной арене.
“Портрет космонавта №1 — Юрия Гагарина” стал одним из самых узнаваемых символов творчества Михаила Ананьевича Ананьева.
2010 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Вопрос о точности нанесения бомбовых ударов достаточно остро встал сразу после окончания Первой мировой войны. Этому способствовало постоянное увеличение скорости новых боевых самолетов, что вело за собой большее отклонение падающих бомб от точки прицеливания. Одним из решений данной проблемы стали пикирующие бомбардировщики, которые наносили бомбовые удары с пикирования, добиваясь высокой точности поражения цели.
Пе‑2 стал самым массовым фронтовым пикирующим бомбардировщиком, который когда-либо производился в СССР. Всего с 1940 по 1945 год было выпущено 11 427 данных машин. В годы войны самолеты Пе‑2 приняли участие в сражениях на всех фронтах, использовались они не только в сухопутной, но и в морской авиации. Самолет применялся в роли бомбардировщика, разведчика и даже истребителя. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба данного перспективного бомбардировщика, если бы 12 января 1942 года в авиакатастрофе не погиб его создатель В. М. Петляков.
2020 г. | Холст, масло | 210х140
⠀
Те, кто прошел поля Великой Отечественной, не могли не стать более твердыми, более жесткими, более закаленными. Причем касалось это как мужчин, так и женщин. Каждый день проживали они в ожидании нового боя, теряли близких, терпели голод, мороз и вражеские пытки. Каждый из них заглянул в лицо смерти. Но, несмотря на все ужасы войны, люди в то время как никогда нуждались в простых человеческих чувствах. Закончилась война и зародились ростки новой жизни, желание жить, работать и любить.…
2012 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Марухский перевал находится на границе Российской Федерации и Республики Абхазия. Во время Великой Отечественной войны с конца августа — начала сентября 1942 года в районе Марухского перевала шли тяжёлые бои. Сейчас на Марухском перевале есть смотровая площадка с обелиском и мемориальными досками в честь воевавших и погибших во время Великой Отечественной войны бойцов Красной Армии и моряков — черноморцев.
2017 г. | Холст, масло | 120х200
⠀
Испытания самолёта ДРЛО и У (дальнего радиолокационного обнаружения и управления) А‑100 «Премьер» продолжаются по графику и поставка в ВКС России его намечена на 2024 год.
А‑100 «Премьер» создан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Он призван заменить стоящие на вооружении самолеты ДРЛО А‑50/50У и составить конкуренцию американским «летающим радарам» АВАКС (AWACS).
Перспективный А‑100 способен проводить радиолокационный мониторинг воздушного пространства, сопровождать цели и наводить на них истребители. Длина самолёта — 46,6 м, высота — 14,76 м, крейсерская скорость — около 800 км/ч. Экипаж – шесть человек. Известно, что на самолете использована РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это первый в мире тяжелый самолет с АФАР.
Самолет может сопровождать одновременно до 300 целей на расстоянии до 650 км. «Премьер» будет давать целеуказания не только авиации, но и зенитно-ракетным комплексам морского и наземного базирования. Помимо традиционных целей будет бороться и с новыми – беспилотники, низколетящие крылатые ракеты, малозаметные истребители пятого поколения. Будет он применяться и для обнаружения наземных целей.
2018 г. | Холст, масло | 196х190
⠀
Александр I – самодержец, император Всероссийский с 1801 года. Старший сын императорской четы Павла I и Марии Федоровны. За заслуги перед Россией получил имя Благословенный.
Александр I остался в истории, как великий реформатор. Буквально с первых дней своего правления он провел министерскую, сенатскую, университетскую и школьную реформы. Стал создателем Государственного совета, издал указ о «вольных хлебопашцах». Его запомнили искусным политиком и дипломатом, он мог заключить любое соглашение, если это сулило выгоду Отечеству. В годы правления Александра I Россия стала могущественной страной, может быть, именно поэтому он и получил звание «Благословенного».
2018 г. | Холст, масло | 196х146
⠀
Летом 1762 года в результате государственного переворота при поддержке армии Екатерина Алексеевна заставила императора Петра III отречься от престола. Уже осенью (3 октября 1762) того же года она была коронована как императрица и взяла имя Екатерина II.
Правление Екатерины длилось долгих 37 лет (1762 — 1796), за это время она смогла существенно расширить границы Российской Империи, заложив основы влияния в черноморском, азовском, кавказском регионах и приступила к освоению Аляски.
Екатерина II, или как ее еще называют, Великая, была неординарной личностью. Она не была русской, но Россию любила всем сердцем и старалась сделать ее могущественней. Она была яркой, умной и талантливой личностью, обладающей организаторскими способностями. Она была инициатором многочисленных реформ, которые затронули общественную и государственную жизнь. Изменения в России, произошедшие за годы ее правления историки впоследствии назовут просвещенным абсолютизмом.
1969 г. | Холст, масло
⠀
Народному художнику Российской Федерации Виктору Константиновичу Дмитриевскому принадлежит большая заслуга в утверждении пейзажа как самостоятельного жанра в военно-патриотическом искусстве. Талантом живописца он сумел доказать военным руководителям его великую воспитательную силу. На художественных советах на “ура” принимались его пейзажи, тогда как требования к военным художникам были чрезвычайно жесткими и им предписывалось работать над батальными или сюжетно-тематическими картинами.
В 1957 году Виктор Дмитриевский пишет свою знаменитую “Улыбку весны”, вобравшую лучшие традиции московской реалистической школы живописи. Эта эпическая работа стала ярким выражением художественной манеры В.К. Дмитриевского. Здесь сочеталось свободное владение техникой, был виден живописный темперамент и просматривалась поэтическая натура художника. Мотив весеннего пробуждения был подан художником как праздник жизни и света, подчеркивая всем этим любовь человека к родной природе.
2005 г. | Холст, маслом | 120x100
⠀
Вот уже 75 лет мы отмечаем День Победы и чтим героев, которые сделали этот праздник возможным. Хотя он и часто обходился без военных парадов, салют в небе гремел каждый год без исключений.
Произошло это, как принято считать, 4 августа 1943 года в небольшом деревянном доме в деревне Хорошево под Ржевом, где тогда располагалась ставка Сталина, он узнал, что Белгород и Орел освобождены! Тогда верховный главнокомандующий вспомнил, что раньше в честь боевых побед России звонили все колокола, и сказал, что хорошо бы и в этот раз отметить освобождение городов – не колоколами, конечно, а по-военному: залпом из пушек.
Сталин подписал указ, и уже на следующий день, 5 августа 1943 года, в Москве раздался первый артиллерийский салют. С тех пор отмечать им все крупные победы стало традицией, а Белгород и Орел начали называть «городами первого салюта».
1967 г. | Холст, масло | 153x189
⠀
К началу 70‑х годов прошлого века народный художник Российской Федерации Виктор Константинович Дмитриевский был на пике популярности. Его работы знала вся страна, его картины висели во вводных залах больших манежных выставок, печатались на разворотах цветных журналов. Именно тогда были написаны работы “Дома”, “Цветет черемуха”, “Зимняя сказка”.
Виктор Дмитриевский много ездил в командировки по всей стране. В войска он привозил свои передвижные выставки, встречался с солдатами и офицерами. В тех далеких гарнизонах и находил художник героев своих картин. При всей конкретности эти образы собирательны, они прочувствованы и поняты сердцем художника. Поэтому так непринужденна и естественна поза солдата, приехавшего на побывку, в картине “Дома”, что даже раздражало некоторых военных руководителей из состава художественного совета: не по форме свободно расстегнут ворот гимнастерки, набекрень сдвинута шапка… Но в этой свободной, даже лихой фигуре и выражении лица прочитывается достоинство человека, сознающего, какая страна у него за плечами.
Секрет обаяния картины состоит и в том, что фоном этому солдату художник написал не великую стройку века, а деревенскую баньку под заснеженной крышей, поленницу и синие тени от берез на снегу. Искренность чувства и подлинность сюжетных мотивов в картинах Дмитриевского всегда подкупают зрителя.
1994–1997 гг. | Холст, масло | 129х129
⠀
Весна Победы! Какая радость солдата, прошедшего дорогами войны! Приходит осознание, что не гремят снаряды, не свистят пули… Солдат, лежа под цветущим фруктовым деревом, радуется голубому небу, весеннему солнцу, мечтает о счастье мирной жизни, о любви и простых человеческих радостях …
2005 г. | Холст, масло | 140х250
⠀
Художник увидел фотографии со свадьбы своего друга, и казалось ничего не надо было сочинять. Но уже в процессе работы шла большая коррекция, чтобы зрителю хотелось продолжить диалог с художником.
В каждом поселке можно встретить ребят-десантников, изображенных Данилевским на картине, застывших перед фотокамерой, где каждый хочет быть таким, как внутренне себя представляет. Для убедительности художник и себя в десантной майке ставит среди гостей. И женщина с авоськой — такой неприметный типаж, присутствующий на каждой сельской свадьбе, местный наблюдатель.
В итоге эта картина — собирательная композиция, авторская легенда, основанная на множестве наблюдений. Детали и типажи на картине менялись много раз; и все это для того, чтобы заинтересовать зрителя, дать ему по-новому увидеть и себя и этих современных защитников Отечества.
1998 г. | Холст, масло | 120х170
⠀
Тема Москвы, Кремля, русского царствования красной нитью проходит в исторических работах Евгения Ивановича Данилевского. Два варианта картины “Иван Грозный принимает английское посольство” написаны как результат огромного интереса художника и к личности этого правителя, и к событию, с которого начинались дипломатические отношения между Россией и Англией. При царе Иване Грозном английские купцы получили широкие привилегии в Московском государстве. Отношения между Россией и Англией были самые тесные, приязненные и благоприятные. Многие англичане приезжали в Россию по торговым и дипломатическим делам, некоторые оставили интересные воспоминания.
1970 г. | Холст, масло | 150х130
⠀
В Аджи-Мушкае расположены каменоломни, где со второй половины мая до конца октября 1942 года часть войск Крымского фронта вела оборону против немецких войск.
Их было тринадцать тысяч, осталось 48…
Николая Бута потрясла трагедия людей, оказавшихся в каменоломнях Аджи-Мушкая, где без еды и воды остались на долгие месяцы старики, дети и женщины, где сражались и гибли воины. Н.Я. Бут начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год», работа над которым длилась более 20 лет.
1970 г. | Холст, масло | 180x100
⠀
Датой начала обороны Севастополя считается 29 октября 1941 года. Командующий немецкой армией считал Севастополь слабой крепостью и был уверен, что город не будет долго сопротивляться. 30–31 октября гитлеровские войска предприняли первую попытку овладеть городом с ходу. После ее провала неприятель перешел к планомерной осаде.
Защита Севастополя длилась 250 дней. Мужественно обороняясь, советские войска надолго сковали значительные силы противника. Существование укрепленной военно-морской базы в тылу задержало наступление немецко-фашистских войск на Южном фронте. Неприятель не смог развить успех, достигнутый под Харьковом в мае 1942 года, где 3 советских армии попали в окружение, так как значительная часть немецкой авиации была задействована под Севастополем. Стойкость и героизм севастопольских бойцов стала достойным вкладом в дело общей победы в Великой Отечественной войне.
2016 г. | Холст, масло | 140х100
⠀
Коломенский кремль — одна из самых больших и мощных крепостей своего времени, которая строилась в 1525—1531 годах в Коломне, во времена правления Василия III. Московское княжество к тому времени уже присоединило Новгородскую республику и Псков и стремилось укрепить южные границы в борьбе с Казанским и Крымским ханствами.
Разгром Коломны крымским ханом Мехмедом I Гиреем в 1521 году ускорил замену деревянных городских укреплений каменными.
Устояв в битвах, кремль не выдержал атак времени и жителей, разобравших на строительный материал значительную часть стен и башен в XVIII — начале XIX века. Известно, что только указ Николая I в 1826 году прекратил подобное в Коломне и других городах, но многие памятники уже были утрачены, порой полностью. Коломне повезло чуть больше, потому что частично крепость сохранилась, реставрирована и доступна для осмотра и посещения.
2008 г. | Холст, масло | 105х270
⠀
Балаклавская бухта — одна из бухт, расположенных в пределах административной территории города Севастополя. На берегах бухты расположен древний город Балаклава.
23 июня 1773 года турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2‑мя русскими кораблями “Корона” и “Таганрог”, и после 6 часов сражения турецкие корабли, полностью разгромленные — отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.
В 1787 году Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава — это ключ к Крыму и распорядилась обустроить здесь военные укрепления.
2019 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
Мессинское землетрясение произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. Природный катаклизм разрушил города Мессина, Реджо-ди-Калабрия и Пальми. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Первыми в Мессину прибыли корабли Гардемаринского отряда Балтийского флота броненосцы «Цесаревич» (командир — П. Я. Любимов), «Слава» (командир — Э. Э. Кетлер), броненосный крейсер «Адмирал Макаров» (командир — В. Ф. Пономарёв) и чуть позже — бронепалубный крейсер «Богатырь». Российские корабли входили в учебный отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова, совершавший плавание по Средиземному морю, и в момент землетрясения находились в порту Аугуста на Сицилии.
Через несколько часов после русских прибыли корабли Средиземноморской эскадры Королевского флота Великобритании. Моряки участвовали в разборе завалов, открыли походную кухню, на кораблях доставляли раненых в другие города. В дальнейшем помощь приходила из многих стран.
9 мая 2012 года в Мессине установлен бронзовый памятник русским морякам, который изображает матросов, спасающих людей из-под развалин.
1993 г. | Холст, масло | 150х240
⠀
Штурм Ахульго — военная операция, происходившая в июне — августе 1839 года, и проведённая силами отряда Отдельного Кавказского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Граббе, целью которой была блокада и захват ставки имама Шамиля в ауле Ахульго, расположенном на одноимённом горном плато в Дагестане.
Придя работать в Студию имени известного русского баталиста М.Б. Грекова, Олег Авакимян чувствовал себя причастным к жанру батальной картины, и серьезно работал в этом направлении. Вместе с Н. Соломиным и Н. Колупаевым он побывал в Дагестане, где Соломину было поручено работать над воссозданием утраченной панорамы Ф.Рубо “Штурм аула Ахульго”.
Для Авакимяна эта поездка стала и значимой, и плодотворной. На родине Шамиля, в горных аулах, где побывали художники, он сделал множество зарисовок, с большим вниманием слушал рассказы историков о национально-освободительном движении на Кавказе, копил впечатления для своей дальнейшей работы.
2009 г. | Холст, масло | 130х230
⠀
Осада Плевны (20 июля – 10 декабря 1877) — эпизод Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., военная операция русско-румынских войск против укрепившихся в городе Плевне турецких войск Османа-паши. Упорная оборона турецких войск задержала продвижение русской армии и позволила османскому правительству укрепить Стамбул и Адрианополь, однако из-за неумелых действий высшего турецкого командования гарнизон Плевны был принуждён к капитуляции.
.
2019 г. | Холст, масло | 100х150
⠀
В ходе Парада Победы по Красной площади прошла механизированная колонна ракетных войск стратегического назначения.
На брусчатке ракетные комплексы «Ярс». Данные комплексы обладают возможностью скрытного рассредоточения на больших территориях, способны преодолеть все существующие и перспективные системы противоракетной обороны.
Ракетные соединения с комплексами «Ярс» — это основа мобильной группировки ядерных сил России.
2014 г. | Холст, масло | 150х200
⠀
Младший лейтенант Виктор Кондратьев командовал взводом. Во время боя нужно было пройти по полю через шквал огня, но атака захлебнулась перед заграждением из колючей проволоки. Девятнадцатилетний парень должен был отдать приказ кому-либо из подчинённых: пройти и поднять колючую проволоку, чтобы под ней прополз взвод. Кого выбрать из таких же молодых и крепких парней? Кого отправить на неминуемую смерть? Недолго думает светлая возвышенная душа, и как один из многих, Кондратьев отдает свою жизнь, совершая великий подвиг спасения души. Младший лейтенант принял решение — сам поднял проволоку и погиб, а взвод прошёл и уничтожил врага.
2020 г. | Холст, масло | 250х150
⠀
По разным подсчётам, в Красной армии служили от 600 тысяч до миллиона женщин. Они были медсестрами и санинструкторами, разведчицами, связистками, летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, снайперами. Более 90 из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
Женщины теряли родных и близких, гибли их дети, многие из оставшихся в тылу становились вдовами. Женщины, находившиеся в тылу, работали у станков по 12–16 часов в сутки, рыли окопы, шили одежду для бойцов, вязали варежки. Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили.
На картине “В землянке” Андрей Юрьевич Дроздов показал минуты передышки, отдыха, когда девушки, вчерашние школьницы, мечтают о любви, вспоминают о мирной жизни и поют свои любимые песни.
2011г. | Холст, масло | 150х200
⠀
Танковую колонну на марше Александр Ананьев увидел, будучи на учениях. Художник узнал, что на марше наши танки поворачивают башню слегка вправо и задирают ствол орудия вверх. В таком положении машины можно увидеть каждый год на параде 9 мая, но оказывается — это нормальное походное положение.
Задранный к верху ствол и повернутая башня нужны, чтобы не мешать мехводу. В современных машинах пушка находится над люком механика-водителя и не позволяет тому высунуться из люка, если эту самую пушку не убрать. В таком положении башня стопорится. А вот поворот башни именно вправо осуществляется дабы колонна не мешала встречному движению.
И дополнительная причина: в случае резкого торможения впереди идущей машины, следующая не уткнется в нее стволом. Также это позволяет сократить дистанцию между машинами в колонне.
2017г. | Холст, масло | 150х300
⠀
Арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота начался 3 сентября 2013 года. За время похода корабли отряда преодолели более 4000 морских миль, действовали в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях. Впервые в истории России в Арктике была проведена уникальная операция, в которой для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот России — тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота “Пётр Великий” и четыре атомных ледокола Госкорпорации “Росатом” — “Ямал”, “Вайгач”, “50 лет Победы” и “Таймыр”.
1996 г. | Холст, масло | 130х120
⠀
Картина оригинальна своим композиционным настроением. Знаменитый корабль художник изображает “крупным планом”. Он как бы надвигается на зрителя всей своей массой, создавая ощущение непобедимого могущества. Такой прием художника вполне оправдан созданным впечатлением. Удачнно и цветовое решение, обобщенное, но достаточно яркое, чтобы придать ощущение сказочности реально существовавшему кораблю русского флота.
1988г. | Холст, масло | 145х95
⠀
Именем Александра Ананьева в Студии имени М.Б. Грекова продолжилась очередная творческая династия. Вместе с отцом Михаилом Ананьевым в первые годы работы он приобщился к диорамному искусству, но в дальнейшем отдавал предпочтение станковой картине.
Выразительна и ярко-декоративна в цикле армейского спорта картина “Парашютистки (Королевы неба)”. Три девушки, окутанные яркими парашютными шелками, представлены художником как три Грации, как богини, сошедшие с неба на землю. Своеобразный ретро-взгляд художника, смелое смешение эпох, парашют, превращенный в поистине королевское одеяние, придает праздничному настрою картины интересное двойное прочтение.
2014 г. | Холст, масло | 150х200
⠀
Нет такого художника в России, которого бы оставил равнодушным Севастополь — этот удивительный город с синими бухтами и затаившимися на берегу грозными батареями, парадами боевых крейсеров и зелеными бульварами, между которыми возвышаются мемориалы, напоминающие о былых сражениях и победах.
9 мая 1944 года начался штурм уже города нашими войсками. Части 13-го корпуса вышли к Северной бухте. Чтобы форсировать ее бойцы в качестве плавательных средств использовали…гробы, в избытке заготовленные немецкими интендантами. На Графскую пристань первыми ворвались черноморские моряки. Хотели водрузить красный флаг, но его не оказалось, в спешке забыли изготовить. Недолго думая один из матросов стянул с себя форменку…и над Графской пристанью взвилась морская тельняшка – символ русского флота
2015 г. | Холст, масло | 85х160
⠀
После распада СССР космодром «Байконур», с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России.
Впервые ракета “Ангара” стартовала 9 июля 2014 г. с Плесецка в легком варианте. Полет “Ангары‑1.2ПП” (ПП — первый пуск) проходил по баллистической траектории над территорией России: через 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью упал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка, преодолев расстояние в 5,7 тыс. км. Второй запуск состоялся 23 декабря 2014 г.: в первый испытательный полет отправилась ракета тяжелого класса “Ангара-А5” с неотделяемым макетом космического аппарата, установленным на разгонный блок “Бриз‑М”. Макет спутника был выведен на орбиту высотой 35 тыс. 800 км.
Впоследствии основной стартовой площадкой для ракет- носителей семейства “Ангара” станет космодром “Восточный”, строящийся в Амурской области.0свк.
1986г. | Холст, масло | 110х210
⠀
Командировки Александра Капитоновича Сытова на Дальний Восток и Камчатку, в отдаленные воинские гарнизоны очень много дали художнику, — там, на дальних рубежах, по-иному представляются Отечество и ответственность людей, которые стоят на его защите.
В картине “Между вахтами” ощущается стремление художника передать глубокий смысл того, что составляет ратные и трудовые будни людей. Мощь флагманских кораблей подана Сытовым на контрасте с мальчишками, нашими соотечественниками, вчерашним школьникам, которым подвластно управлять этой сложнейшей современной техникой.