Автор:
Евгений Данилевский, Вениамин Сибирский
Год создания:
1973
Размер живописного полотна:
8 х 20 м
Расположена:
Измаильский исторический музей А.В. Суворова, Измаил, Украина
Диорама, филиал Исторического музея А.В. Суворова, была открыта 9 мая 1973 года в здании бывшей мечети, построенной в 16 веке. Малая мечеть купольного типа – образец мусульманской архитектуры. Это единственное сооружение, сохранившееся от турецкой крепости. В 1810 г. приспособлена под гарнизонную Крестовоздвиженскую церковь. В 19 в. минарет был разобран, галерея покрыта скатной крышей. В 1971 – 1973 гг. памятник отреставрирован.
![](https://www.grekovstudio.ru/wp-content/uploads/2022/10/b2419a784cb9dff358dc61c3ccca8c4a_s-684.jpg)
![](https://www.grekovstudio.ru/wp-content/uploads/2022/10/Small-Mosque-aerial-2.jpg)
Работа над созданием диорамы, посвященной славному штурму крепости Измаил, началась в 1971 году. Она была поручена известной Студии им. М.Б. Грекова, создавшей около 80 диорам.
Народный художник России Е.И. Данилевский представил эскиз. Дальше, как вспоминает сам художник: «Уже стоял холст, было начато письмо, но не хватало времени, и я пригласил В.М. Сибирского. У него опыта диорамного не было. Эскиз был мой. Мы начали работать. Помещением для нашей диорамы должна была стать старая турецкая мечеть в Измаиле. Нужно было пройти весь исторический и иконографический материал, т.е. обыкновенный путь художника…»
![](https://www.grekovstudio.ru/wp-content/uploads/2022/10/Danilevskij-E.I.-SHturm-Izmaila.-Eskiz-1975-g.-h.m.-70h200-10-1000x322.jpg)
Совместная работа продолжалась около 3 лет. Она потребовала от авторов не только обстоятельного исторического и художественного исследования архивных материалов, но и нового осмысления подвига, совершенного русской армией. В результате напряженной работы диорама стала принципиально новой в смысле изменения традиционных размеров. Художники ушли от привычной ленточной вытянутости диорам. Художественное полотно размером 20х8 м было успешно закончено в 1973 году.
Е.П. Востоков, начальник Студии имени М.Б. Грекова, поделился первыми впечатлениями: «Ожесточенность, динамику боя с участием больших масс войск мы ощущаем в полную силу. Авторам диорамы удалось выразить замысел Суворова и ход его осуществления. Мы видим, как на штурм идут русские гренадерские полки, донские казаки; выделены наиболее важные эпизоды: прорыв в крепость со стороны Дуная, рукопашный бой с турецкими солдатами, сделавшими вылазку из крепости. И войска, и крепостные стены, по которым с помощью осадных лестниц устремляются вверх атакующие, и воды Дуная с ладьями запорожцев – все объединено в одно композиционное целое».
Диорама поражает красочностью, а в отдельных местах красотой колористического решения. Не внешняя «костюмная» эффектность, а именно богатая живописная трактовка является основой особой художественной зрелищности, без которой невозможен этот вид искусства.
Участник штурма Измаила Ланжерон писал: «Измаил, подожженный артиллерией, напоминал настоящий вулкан, извергающий дым и пламя». Это прекрасно передали художники, запечатлевшие себя на полотне в образах двух солдат суворовской армии. Произведение панорамно-диорамного искусства было новаторским: размеры вместо обычных 6 м высоты выросли до 8 м, предпочтение живописи перед всякими вещественными дополнениями.
В диораме «Штурм крепости Измаил» воссоздана живая история. Этот памятник панорамного искусства включен в туристические маршруты юга Украины и в программу международного круиза по Дунаю «От Альп до Черного моря».