
1955 г. | Холст, масло | 135х172
Широкую известность приобрела картина Марата Самсонова «Саша Чекалин» о бессмертном подвиге юного героя. В октябре 1941 года 16-летний Саша Чекалин вступил в истребительный партизанский отряд, где успел прослужить чуть больше месяца. Однажды партизанский отряд устроил засаду немцам. Граната, брошенная Чекалиным, уничтожила машину, переполненную фашистами. В ноябре Саша заболел, и командир разрешил ему остаться в деревенской избе. Но нашелся предатель, который выдал юношу. Ночью в дом ворвались фашисты. Саша успел выхватить и бросить гранату, но она не взорвалась. Гитлеровцы повесили юношу на площади города Лихвин тульской области.
Художник изображает момент, когда, презрев смерть, юноша принял решение взорвать себя вместе с гитлеровскими палачами. Сжав в руке гранату, он приготовился к смертельной схватке с врагами, которые уже показались в проеме комнаты. Вся выпрямившаяся фигура Саши, пылающее гневом лицо передают состояние внутреннего напряжения, неистребимую ненависть к фашизму. Освещенная золотисто-желтым светом фигура юноши контрастирует с безликой массой - темными фигурами врагов. В этом произведении М. Самсонов правдиво раскрывает психологическое состояние своего героя, его горячий душевный порыв, желание отдать жизнь за Родину.
Звание Героя Советского Союза Александру Чекалину было присвоено в 1942 году

1985 г. | Холст, масло | 90х100
В 1973 году после смерти Николая Николаевича Жукова, Марат Самсонов становится на долгие годы художественным руководителем Студии военных художников имени М.Б. Грекова, а творчество его выходит на новый стилистический уровень, он занимается поиском нового изобразительного языка. В картине "Возрождение Сеятели)" М. Самсонов смело идет по пути художественных обобщений. В картине солдаты превращены художником в былинных богатырей. Это землепашцы, созидатели, с думой о вечном, непреходящем движении жизни, они сеют хлеб на истерзанной войной земле, мечтают о счастье, о детях, о новых мирных веснах. В этой картине Марата Самсонова зазвучал эпос народной борьбы за созидание. Это было современно, созвучно времени, художественно выразительно. Масштабность мышления, гармонично слитая с художественной формой, стала узнаваемым признаком картин большого мастера живописи.

1983 г. | Холст, масло | 135х215
Алексей Михайлов в картине "Юность грековцев" применяет прием "оживления" старой фронтовой фотокарточки, на которой были изображены художники Студии, встретившиеся в мае 1945 года у Бранденбургских ворот. Да, это молодые грековцы, словно говорит нам художник, но это и все другие, которые победили, и они также были счастливы в эти дни. Любой детали в своих картинах А. Михайлов отводит важное место, и стремится не достичь случайностей, ибо всякий предмет на его полотне сохраняет и концентрирует в себе черты, которые несут существенную для авторского намерения информацию. В руке одного из грековцев - Сергея Годыны - живого свидетеля взятия Берлина, видим веточку вербы, она здесь, как символ жизни, и символ весны, и Победы. Дарование Алексея Михайлова было чрезвычайно самобытным. В истории живописи Студии имени М.Б. Грекова он самый тонкий и загадочный мастер.

1979 г. | Холст, масло | 176х145
Военным художником Алексея Сергеевича Михайлова сделало обостренное чувство памяти. Сюжеты своих будущих картин жили в нем острым воспоминанием военной юности, когда 15-летним мальчишкой вместе с одноклассниками он копал противотанковые рвы и ставил "ежи" для защиты Москвы от врага. Он помнил, как по улицам Москвы вели пленных немцев. Помнил, как щемило сердце, когда возвращались с фронта тяжело раненые, часто искалеченные солдаты. Эти впечатления остались в подсознании будущего художника, много позднее они станут картинами. В 1979 году была написана картина "Пленные немцы на улицах Москвы. Июнь 1944 года". Это был "Парад побежденных", операция "Большой вальс", когда колонной по Садовому кольцу и другим улицам столицы прошли около 57000 немецких солдат и офицеров, захваченных в плен. Горожане сопровождали это шествие криками "Смерть фашизму!"

2012 г. | Холст, масло | 140х180

2015 г. | Холст, масло | 120х160
⠀
Бранденбургские ворота с ХУШ века - один из главных символов Берлина. Украшает ворота скульптурная композиция: Богиня победы Виктория, управляющая четверкой запряженных коней.
Красное знамя, вознесенное над квадригой, которая несколько столетий символизировала военную мощь и доблесть Германии, является символом победы над фашизмом, символом освобождения мира.

2011 г. | Холст, масло | 150х200

2008 г. | Холст, масло | 80х60

2008 г. | Холст, масло | 80х60

2012 г. | Холст, масло | 150х100

2012 г. | Холст, масло | 100х150

2009 г. | Холст, масло | 250х180

2015 г. | Холст, масло | 120x160

2013 г. | Холст, масло | 140х180