Семенов А.Н. Отражение массированного налета фашистской авиации на Москву. Июль 1941
2006 г. | Холст, масло | 150х120
⠀
Благодаря развитой сети наблюдения оповещения и связи самолеты противника были замечены задолго до подхода к Москве. Активная работа ПВО расстроила боевые порядки немцев, которые прорывались к цели поодиночке и мелкими группами по 3, 6, 9 машин. В итоге сбросить бомбы на главную цель – объекты на территории Москвы смогли менее половины немецких самолетов, остальные были вынуждены отступить. Более 20 машин было сбито – такой процент потерь (10%) оказался очень высоким.
Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943. С лета 1943 года и до лета 1944 над Москвой появлялись лишь одиночные самолеты-разведчики, действовавшие на огромных высотах – до 14 километров. Постоянно возраставшая плотность ПВО и характеристики самолетов, защищавших Москву, не оставили немцам возможностей продолжать налеты на город. С лета 1944 года прекратились и полеты разведчиков – отодвинувшийся на запад фронт сделал столицу недоступной для немецкой авиации.
В битве за московское небо участвовали лучшие пилоты СССР – включая легендарных летчиков-испытателей – Петра Стефановского, Марка Галлая, Константина Коккинаки и других. Одним из самых известных защитников Москвы стал младший лейтенант Виктор Талалихин – 7 августа 1941 года на своем истребителе И-16 таранивший бомбардировщик противника. Всего Талалихин сбил 6 неприятельских бомбардировщиков до того, как 27 октября 1941 года погиб в воздушном бою над Подольском.
Для немецкой авиации битва за Москву стала тяжелейшим ударом. Многие бомбардировочные соединения потеряли свыше 70% своего состава и уже никогда не смогли восстановиться до штатной численности. Фактически, налеты на Москву стали последней стратегической воздушной операцией, которую попытались осуществить Люфтваффе в ходе Второй Мировой войны.