Огненная дуга | Студия Грекова
Диорама Огненная дуга

Диорама

Огненная дуга

Автор:

Николай Бут, Геннадий Севостьянов, Виктор Щербаков, Михаил Сычёв 

Годы создания:

1987

Размер живописного полотна:

15 х 67 м

Расположена:

Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», г. Белгород

Диорама «Огненная дуга» создана творческой группой художников-баталистов Студии имени М.Б. Грекова: народным художником РСФСР Бутом Николаем Яковлевичем (руководителем группы), заслуженными художниками РСФСР Севостьяновым Геннадием Кирилловичем и Щербаковым Виктором Николаевичем, а также художником Сычёвым Михаилом Антоновичем.

В основу художественного замысла крупнейшей в Европе диорамы положено танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором стала переломным рубежом в обороне Курского выступа.

Внушительный размер диорамы позволил художникам отобразить общую картину битвы, показать ее размах, накал, воинское мастерство, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, бронебойщиков, связистов, медиков и других воинов всех родов войск.

Николаем Яковлевичем Бутом была разработана принципиальная концепция диорамы. В г. Сурске Пензенской области был изготовлен холст размерами 70x16 м, и позже он был доставлен в Белгород. Суть концепции состояла в том, чтобы уйти от уже имеющихся в стране размеров диорам, определив исходные данные: размер художественного полотна ­– 1005 квадратных метров; угол обзора – 230 градусов; между картиной и смотровой площадкой предметный план, представляющий собой рельефный макет местности площадью 551 кв.м.; строительство инженерного блока для кондиционирования воздуха и создания необходимого температурно-влажностного режима.

Эта картина стала одним из самых масштабных художественных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, и запечатлела переломный момент в боях на белгородско-харьковском направлении Курской дуги в районе железнодорожной станции Прохоровка. Художники стремились написать единое художественное полотно, но если внимательно присмотреться к эскизу, то можно заметить, что все три части отличаются друг от друга, так как различен творческий почерк художников, их характер, их манера письма. Центральная часть, которая принадлежит Н.Я. Буту, отличается особой суровостью, монументальностью, наличием многочисленных деталей. Правая часть, принадлежащая кисти В.Н. Щербакова, выписана чётко, законченно, так как он являлся лучшим графиком Студии имени М.Б. Грекова. И, наконец, левая часть, принадлежащая Г.К. Севостьянову, более светлая, экспрессивная, жизнеутверждающая. Также как индивидуально творчество каждого из авторов этого монументального произведения, индивидуальны и неповторимы пути, которыми они пришли к созданию полотна.

4 августа 1987 года – состоялось торжественное открытие диорамы.

Источник